Психологическая Студия Полины Гавердовской | Детки в рекламной сетке

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Детки в рекламной сетке

08 Сентября 2013 | Добавил:
Детки в рекламной сетке

Исследования, проведенные группой «Комкон-медиа» показало, что самыми лояльными потребителями рекламы являются дети. Они не переключают телевизор во время рекламного блока, с радостью реагируют на рекламные акции и с удовольствием распространяют вирусную рекламу в интернете. Именно поэтому больше половины рекламы рассчитано на малолетнюю аудиторию. Как это влияет на детей и чем обернется для нас, их родителей?

Дети – двигатель торговли

Современный мир без рекламы представить невозможно. Всякое изобилие товаров и услуг обязательно предполагает такое же изобилие информации о них. Даже если перестать читать газеты и журналы, выкинуть радио, сломать телевизор и обрезать в подъезде коллективный кабель интернета, реклама настигнет в лифте, на улицах, в транспорте. В довершение всего любимые наследники, вернувшись из детского сада, будут весело распевать рекламную песенку. Кардинальный способ решить проблему – удрать подальше от цивилизации в племя Химбу и жить на Берегу Скелетов, принимая освежающие ванны из красной глины. Для тех, кто не разделяет ценности первобытных племен, мы составили советы, как нейтрализовать влияние рекламы на детей. Поможет нам в этой задаче сведения из области физиологии нервной деятельности и психологии развития ребенка.

Иммунитет к рекламе

Воздействие рекламы начинается задолго до рождения ребенка. А иногда даже еще до его зачатия. Родители, ожидающие малыша ли только планирующие беременность, начинают избирательно обращать внимание на все виды рекламы, связанные с образом младенца. Еще до того, как ребенок родится, у родителей сформируется общее представление о том, какие на свете бывают производители детских автокресел, бренды колясок и марки модных ползунков. Только что родившая мать, еще на родильном столе способна безошибочно назвать две-три популярные марки детских подгузников, заказывая их по телефону счастливым родственникам.

Что происходит?

Реклама, рассчитанная на беременных очень эффективна, поскольку ей активно помогает особое состояние нервной системы самой беременной (доминирующий во время беременности участок мозга, ответственный за успешное вынашивание и роды, заставляет проявлять больше сентиментальности и импульсивности во всем, что связано с образом малыша). Родственники будущей мамы тоже испытывают много тревоги перед предстоящим событием и активно включаются в подготовку к появлению наследника. Поэтому прежде, чем думать о будущем влиянии рекламы на ребенка, стоит обратить внимание на собственное поведение. То, как ведут себя родители в ответ на рекламные стимулы, будет формировать поведение малыша на бессознательном уровне, ведь основной механизм научения в раннем возрасте – ипмпринтинг и подражание.

Что делать?

Беременность – прекрасное время для того, чтобы мечтать о самом лучшем для своего малыша. Однако отнестись к выбору товаров для новорожденного стоит так же обдуманно и взвешенно, как к выбору роддома. Ведь речь идет не только о безопасности Вашего ребенка, но и вашей финансовой стабильности. Больше общайтесь с семьями, у которых недавно родились дети, заводите знакомства в песочницах, общайтесь в интернет-конференциях с молодыми мамами: так вы узнаете ту важнейшую информацию, что не попадает в рекламные ролики.

От чего воздержаться?

Не доверяйте первому прекрасному порыву, который возникает под действием рекламы, яркой упаковки или рекламной акции. Создайте у себя навык проверки любой информации. Научитесь говорить «спасибо, мне надо подумать» всем без исключения приятным продавцам-консультантам и даже самым внимательным и очаровательным ведущим BTL-акций. Уверенность в себе – это лучшее, что можно приобрести бесплатно во время беременности и передать своим детям.

Это интересно

Считается, что на шестом месяце беременности у плода уже существует память на услышанные звуки и музыку. В книге "Тайная жизнь вашего неродившегося ребенка" Томас Верни рассказал случай дирижера Гамильтонского симфонического оркестра. Однажды молодой музыкант Борис Бродт впервые разучивая симфонию с оркестром, обнаружил, что партия виолончели ему знакома. Выяснилось, что его мать, профессиональная виолончелистка, разучивала и неоднократно повторяла эти музыкальные произведения во время беременности.

Если вы привыкли засыпать во время беременности под рекламные ролики, не ждите, что, родившись, ваш ребенок будет без ума от Моцарта. Но и слушать ту музыку, которая вам чужда, во время беременности не стоит. Окружите себя звуками, приятными для вас, и пусть они же сопровождают малыша после его рождения. Музыка, связанная для вас с особо приятными моментами во время беременности, может действовать расслабляющее и на вашего малыша.

Не повод для паники

Самый безопасный период в плане воздействия рекламы на неокрепший детский организм – возраст от рождения до полугода. В первые шесть недель жизни счастье новорожденного составляет уют родительских рук и вкус материнского молока. С появлением комплекса оживления, ребенок живо реагирует на лицо, улыбку и голос лишь реального взрослого, попавшего в поле зрения. Громкие голоса в телевизоре начнут ненадолго отвлекать ребенка от мамы в три месяца. В четыре месяца младенца можно заинтересовать рекламой, предложив разодрать на клочки страницы глянцевого журнала. И только к шести месяцам большинство матерей начинают ужасаться феномену застывания детей у телеэкрана во время рекламного блока. Впрочем, у большинства детей такое поведение проходит к году-полутора и только отдельные дети испытывают такой же всепоглощающий интерес к рекламе в 4 года.

Что происходит?

Зрение новорожденного в 40 раз хуже, чем у взрослого. В два месяца ребенок начинает различать основные цвета, а в три начинает формироваться зрительная кора головного мозга. В полгода мозг ребенка весит в два раза больше, чем при рождении, возрастает внимание. Ребенок начинает видеть и различать детали значительно лучше, чем новорожденный, визуальная информация приобретает огромное значение. В то же время, к полугоду малыш все еще видит в 6 раз хуже взрослого. Поэтому, чтобы завоевать его внимание, стимулы должны быть яркими, сменяться часто и сопровождаться ритмичной музыкой или эмоционально окрашенной речью. Эта особенность детского восприятия используется в развивающих занятиях, игрушках для этого периода и в специальных обучающих видеороликах для раннего развития. К четырем годам зрительная кора мозга сформирована полностью и ребенка начинает больше интересовать содержательная сторона рекламы, а не визуальный и музыкальный ряд.

Что делать?

Некоторые взрослые, воспитывающие младенцев, рекламным блокам только рады - бабушки в такие моменты умудряются впихнуть в зазевавшихся малышей пару баночек прикорма, а мамы – сбегать на кухню выпить чаю без висящего на руках отпрыска. Если реклама не несет ярко выраженных негативных эмоций (крик, сцены насилия, борьбы), то на психику ребенка рекламные ролики не окажут значительного влияния. Разумеется, только в том случае, если пребывание ребенка у телевизора не является единственным способом познания мира. Дети до трех лет впитывают информацию как губка, ведь синаптические связи образуются в мозге малышей с огромной скоростью. Дети могут цитировать любимую рекламу, петь песни и повторять танцы из ролика. Однако есть хорошая новость – после двух лет лишние связи начинают «обрезаться» и те стимулы, которые не подкрепляются, забываются. Так что имеет смысл правильно выбирать именно то, что должно «остаться» в памяти ребенка, не акцентируя внимания на том, что не хотелось бы подкреплять. Если вы уделяли малышу достаточно своего времени и любви, прививали правильные ценности на собственном примере, то к моменту, когда чадо научится членораздельно произносить «Купи трансформер», вы будете ощущать себя уверенно и спокойно.

Чего избегать?

Не стоит использовать рекламу как способ «заправить» ребенка едой. Это может привести к нарушениям пищевого поведения в будущем, ведь «продовольственное подкрепление» у детей до года – самый мощный стимул обучения. Ребенок может привыкнуть есть только под рекламу и отказываться от прикорма в положенное время. Или напротив, начало рекламного ролика начнет провоцировать переедание, стимулируя аппетит у недавно накормленного малыша. Впрочем, чтобы это произошло, ребенок должен довольно долго и регулярно питаться под сопровождение телевизора.

Окулисты считают, что длительный просмотр рекламы может плохо сказаться на зрении малыша – дети настолько бывают захвачены зрелищем, что забывают мигать. Полезно несколько раз в минуту загораживать ребенку экран, вынуждая его отвлечься и моргнуть. Невропатологи вообще рекомендуют избегать просмотр телевизионных передач детьми до 4 лет. Однако нейрофизиолог Джон Бруер не устает повторять: до сих пор не существует надежных исследований, которые бы четко указывали, какой силы, интенсивности и качества, должны быть раздражители, также нет соответствующих исследований, которые бы подтвердили длительный эффект таких раздражителей во времени для детей раннего возраста. Короче говоря, ни вред, ни польза рекламы для детей раннего возраста научно не доказаны, что скорее позволяет родителям придерживаться принципов разумной осторожности и гигиены зрения, а не фанатичных запретов.

Повторение – мать внушения

Основной сегмент рынка детской рекламы рассчитан на детей от 4 до 14 лет. До четырех лет ребенок не способен ни к самостоятельным покупкам, ни к массивному воздействию на родителей. Дети старше 14 лет уже являются потребителями рекламы для взрослых. Исследование, проведенное учеными из Медицинской школы Блумберга, возлагает вину за резкое возрастание потребительской активности детей старшего дошкольного и школьного возраста на героев мультфильмов.

Что происходит?

До наступления половой зрелости префронтальная кора головного мозга у ребенка работает «вполсилы». Эта зона отвечает за рациональное поведение, планирование, настроение, критическое отношение. После того, как эти лобные доли созреют, ребенок научится очень хорошо предвидеть последствия своих поступков и контролировать свои импульсы. Ну а пока этого не произошло, производители рекламы вовсю пользуются особенностями детского мышления: внушаемостью, образностью, сильнейшим влиянием эмоций на принятие решений. Есть и еще одна особенность – если до трех лет дети гораздо быстрее реагируют на телесные раздражители, то с возрастом нервная система все быстрее и лучше откликается уже на слова. Профессор Мюллер из Кембриджа обнаружил, что зоны мозга, которые обрабатывают речь, находятся в непосредственной близости от слуховой зоны. И если в мозг поступает команда в форме глагола «пинай, глотай, беги», то активизируется не только речевая, но и моторная зона мозга. Мало того, моторная зона начинает активизироваться еще до того, как мозг осознал значение слова. В каком-то смысле для мозга слово равно действию. Это свойство мозга очень полезно для обучения, но его же используют маркетологи, создавая интерактивную рекламу на детских сайтах в интернете и заставляя любимых героев произносить в рекламе команды «собери коллекцию, выиграй приз, победи в игре».

Что делать?

Нельзя победить мультипликационных героев на их поле, но зато их можно взять в союзники. Ученые Университета Пенсильвании в США предложили использовать персонажей мультфильмов на упаковках здоровых продуктов. И выяснилось, что дети способны отказаться от любимого фастфуда и газировки в пользу полезной еды, которую рекламируют любимые рисованные герои. В России как минимум два бренда рекламируют молочную продукцию для детей с помощью очаровательных мультипликационных героев. Многие родители признаются, что только факт появления кумира детворы на упаковке способен был заставить малышей попробовать нелюбимый ранее творог. Что касается покупок, которые взрослые совершают под давлением ребенка– стоит честно признаваться себе, что не реклама тому виной, а наша собственная неуверенность в родительской роли. Родитель – фигура не только «дающая», но и ограничивающая. Ребенку важно знать, что отказ – это не конец отношений, а покупка желаемого – не единственный способ получить удовольствие.

Чего избегать?

Нельзя низвергать кумиров, критиковать желания и обесценивать достижения детей. Ребенок должен знать, что родители – на его стороне и даже если не способны разделить идеи, которые транслирует трансформер-мутант, то хотя бы уважают право ребенка любить странные вещи. В раннем подростковом возрасте дети очень быстро теряют интерес к героям, которые внезапно начинают нравиться родителям. И наоборот, то, что вызывает приступы ярости у «предков» становится демонстративно любимым. Что касается желаний – к ним тоже можно относиться с уважением. Но уважение не значит, что любое желание должно быть исполнено. Ребенок школьного возраста уже способен к диалогу. И только вам выбирать, что вы предпочтете – поддержать огорченного ребенка, когда вы сообщите ему о том, что покупка невозможна в настоящий момент или предложить ребенку накопить из карманных денег на вожделенное приобретение. И, разумеется, нельзя смеяться над коллекцией игрушек из закусочной, но полезно переключить внимание ребенка например, на журналы, продающиеся с детскими сувенирами, которые можно собирать в серии. Семейный бюджет все равно понесет расходы, но зато ребенок удовлетворит страсть к коллекционированию, получит одобрение у сверстников и при этом не подвергнется риску пострадать от ожирения.

Светлана Панина


Панина Светлана

Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш (с)