Психологическая помощь онлайн
Написать нам
Заказать звонок

Этические дилеммы АПА

Теги психотерапевтам

11 октября 2017

20551
Автор статьи
Полина
Гавердовская Полина

Основатель и супервизор Gaverdovskaya Studio, ведущий тренер МГИ, сертифицированный медиатор АКПП

Национальное обследование

Американская психологическая ассоциация (АПА) была основана в 1892 году и на протяжении 60 лет сталкивалась с этическими проблемами, не имея формального кодекса для их решения. На заре существования ассоциации эти проблемы были достаточно простыми, поскольку сама ассоциация представляла собой организацию преподавателей колледжей. В основном, этические проблемы касались плагиата и академических свобод.

Однако со временем необходимость в формальном кодексе решения этических проблем стала острой, и для его создания было решено применить инновационный эмпирический метод, в котором использовались настоящие случаи из практики репрезентативной выборки респондентов - членов ассоциации.

В результате кодекс содержит как общие принципы, так и объясняющие их параграфы, которые отличаются специфичностью и с большой вероятностью будут меняться и расширяться. С целью сохранения уникального характера кодекса было решено, что изменения в него будут вноситься как в результате обсуждений между членами ассоциации, так и на основании дополнительных прецедентов.

Эти прецеденты представляют собой не столько решения Комитета по этическим стандартам, сколько результаты решений, которые психологи в своей работе принимают на ежедневной основе.

МЕТОД

АРА разработала анкету, которая вместе с сопроводительным письмом была распространена среди ее членов с просьбой поделиться опытом решения этических дилемм. С использованием таблицы случайных чисел были выбраны 1319 респондентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ответы были получены от 679 психологов, то есть от 51% выборки. Респонденты сообщили о 703 случаях этических проблем, которые были сгруппированы по 23 категориям (Таблица 1).

Таблица 1 - Категории этически сложных инцидентов

Категория n %
Конфиденциальность 128 18
Неопределенные, «двойные» или конфликтные отношения 116 17
Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты 97 14
Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием и его качеством 57 8
Судебная психология 35 5
Исследования 29 4
Поведение коллег 29 4
Вопросы, связанные с сексом 28 4
Оценка данных 25 4
Сомнительное или потенциально вредное вмешательство 20 3
Компетентность 20 3
Этические кодексы и комитеты по этике 17 2
Психология в школе 15 2
Публикации 14 2
Помощь необеспеченным 13 2
Супервизия 13 2
Недобросовестная реклама 13 2
Психология в организациях 9 1
Медицинские вопросы 5 1
Прекращение работы 5 1
Этническая принадлежность 4 1
Записи о лечении 4 1
Другое 7 1

Ниже приводится разбор каждой из категорий.

Конфиденциальность


Наибольшее количество этических дилемм было связано с конфиденциальностью. Вот несколько примеров.


- Девушка сделала аборт без ведома своих приемных родителей. Я с должным вниманием отнеслась к ее мнению относительно отсутствия возможной поддержки со стороны родителей. Но я волновалась, что наши отношения испортятся, если выяснится, что я знала о ее решении, а они нет.

- Мой клиент-психолог сказал мне, что он нарушил этику, но я не могу никому рассказать об этом.

- Моя клиентка сказала, что ее изнасиловали. Полиция ей не поверила и не возбудила дело (из-за ее психического расстройства). Другой мой клиент описал, как он изнасиловал женщину (мою клиентку).


Возможно, это неудивительно, что конфиденциальность – наиболее распространенная этическая дилемма. Хотя конфиденциальность считается самым фундаментальным и чуть ли не главнейшим этическим принципом, исследования показывают, что она является самым частым предметом намеренных нарушений этических стандартов, и более половины респондентов признаются в том, что ненамеренно нарушали конфиденциальность.

Эти инциденты вызывают множество вопросов, однако главными являются две области, которые не затрагиваются текущим вариантом этического кодекса. Во-первых, границы конфиденциальности должны ясно проговариваться в случае, когда психологическая услуга оказывается несколькими лицами (включая администраторов и супервизоров) или нескольким клиентам (например, в клинике, в терапевтической группе, в случае парной и семейной терапии). Во-вторых, некоторые случаи, которые касаются, например, обязательного разглашения информации о насилии над ребенком, иллюстрируют ситуации, в которых психологи считают, что конфиденциальность правильнее нарушить. Большинство психологов скорее всего сталкивались с ситуацией, когда следование правилам кажется клинически и этически неправильным, потому что подвергает клиента или третьих лиц риску. В экстраординарных обстоятельствах нарушение конфиденциальности может быть этически приемлемым.
 

Неопределенные, «двойные» или конфликтные отношения


Следующей наиболее распространенной проблемой является установление четких, разумных терапевтических границ вокруг отношений терапевта и клиента. Вот несколько примеров:


- Я работал с ребенком и скоро понял, что между мной и его матерью существует взаимное притяжение. Моя работа с ребенком приносила положительные результаты. Тем не менее я принял решение передать его другому терапевту, несмотря на достигнутый результат, чтобы избежать «двойных» отношений.


В целом, этот инцидент говорит о том, что в этическом кодексе «двойные» отношения и их приемлемость должны быть четче прописаны. 

Далее, в кодексе должны быть затронуты принципы, которым должны следовать терапевты, работающие в малых городах, деревнях и удаленных местах.


- Я работаю в сельской местности. Я также состою в религиозной общине… Люди приходят ко мне, потому что меня уже знают… Принцип, запрещающий «двойные» отношения позволяет мне придерживаться этики (но за счет возможных обид и недоразумений), но никак не помогает в реальных обстоятельствах, в которых я работаю. 


В-третьих, кодекс должен внести ясность в разницу между «двойными» отношениями и случайными контактами вне практики (например, случайная встреча терапевта и клиента вне кабинета).


- Полгода назад клиент, с которым я работала 3 года, начал встречаться с моей лучшей подругой. О том, к чему это привело, я могу написать книгу! Я обратилась за юридической и терапевтической помощью. Сейчас мой клиент и моя подруга живут вместе, и я передала его другому терапевту, из-за чего он был в ярости и чувствовал себя брошенным. Я несколько месяцев сама работала с психологом, чтобы «достучаться» до этого клиента. Когда я узнала о романе, то скоро сказала своей подруге, что нам надо сделать перерыв в общении. Не знаю, будем ли мы в будущем друзьями и на каких условиях. 
 

Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты


Третьим наиболее частым источником этических проблем был финансовый вопрос. 56 инцидентов были связаны с условиями страховки. Недостаточное страховое покрытие в случае клиентов, остро нуждающихся в помощи, создавало серьезную этическую дилемму для терапевта, когда он/она был/-а не в силах оказать клиенту адекватную помощь ( «Страховая компания заставляет меня менять принципы работы с клиентом из-за финансовых ограничений страховки» ) либо был/-а вынужден/-а быть не до конца честным/-ой со страховой компанией ( «Я вынужден врать о психическом состоянии клиента, чтобы страховая компания оплатила лечение, тогда как их психолог отказывается признавать право клиента на выплату» ). Другие описанные случаи включали выставление счета за пропущенные встречи, оплата семейной терапии как индивидуальной, искажение информации о состоянии клиента для получения страховки, выписку нелицензированных препаратов.

Вот примеры:


- Семилетний мальчик подвергся жестокому сексуальному насилию. Я оценил ситуацию и рекомендовал 6 месяцев терапии. Страховая компания одобрила 10 сессий у не-специалиста, тогда как не существует эффективной программы, которую можно завершить с семилетним ребенком за 10 сессий.

- Замужняя женщина обращается к психологу. Ее муж оплачивает сессии. Через несколько встреч становится очевидно, что клиентка планирует уйти от мужа, который об этом не знает. Терапевт помогает клиентке справиться с ситуацией, которая имеет негативные последствия для ее мужа, и муж за это платит. 


 

Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием и его качеством


Эта группа дилемм касалась размытых правил учебных заведений. 13 респондентов отметили давление, которому они подвергались при выставлении оценок, 8 респондентов выразили тревогу относительно недостаточно квалифицированных выпускников.

Вот примеры:


- Мои коллеги и я беспокоимся насчет эмоциональной нестабильности и недостаточного уровня знаний нескольких студентов, принятых в образовательное учреждение, одобренное АПА.
- У меня были студенты с серьезными эмоциональными проблемами, которые закончили программу по консультационной психотерапии и стали «психотерапевтами». 

 

Судебная психология


Некоторые респонденты использовали оскорбления (например, слово «шлюхи») по отношению к психологам, которые дают ложные показания в суде. Эти психологи готовы работать на любого, кто платит.


- Они дают показания на делах о сексуальном насилии в отношении детей и говорят, что преступник «вылечился» и не станет нарушать закон опять («гадание на хрустальном шаре») 
 

Исследования


12 респондентов отметили, что подвергались давлению относительно процедуры и результатов исследования. Вот примеры:


- Я участвую в проекте, получившем грант. Проходя мимо стола секретаря, я увидел отчет руководителя проекта для источника финансирования. В нем количество участвовавших в исследовании было в 2 раза больше, чем на самом деле.

- Директор клиники, занимающейся проблемами речи, хочет использовать данные о пациентах без получения их согласия. 

 

Поведение коллег


4% респондентов говорили о проблемах в отношениях с амбициозными коллегами. Некоторые не могли вступить в конфронтацию с коллегами, нарушающими этику.


- Как члену кафедры мне было тяжело общаться с коллегой, на которого постоянно жаловались студенты.

- Я вижу приемных детей, которые не могут отвечать за себя, и социальных работников, которые ими не интересуются. Как я могу сохранить хорошие рабочие отношения с теми, кто не выполняет свою работу? 

 

Вопросы, связанные с сексом


4% респондентов были обеспокоены этичностью сексуальных отношений.


- Не часто, но иногда, мои клиентки выражают интерес к романтическим отношениям со мной.

- Студент, работающий с клиентом в течение семестра, закончил работу в конце семестра, как и планировалось, и затем начал сексуальные отношения с клиентом. Думаю, АПА должна серьезнее относиться к таким случаям. 


Текущий этический код АПА эксплицитно не затрагивает отношения терапевта и клиента после окончания терапии, что вызывает вопросы относительно позиции АПА. В 13-ом переработанном черновом варианте кодекса есть формулировка: «Психологи не вступают в сексуальные отношения с текущими и бывшими клиентами», тогда как в 15-ом варианте присутствуют предложенные поправки касающиеся разрешения отношений в «экстраординарных обстоятельствах» и «только спустя один год».
 

Оценка данных


Эти дилеммы касались сомнений относительно достаточной компетенции тех, кто (a) проводит психологические тесты и (b) делает выводы на основе некачественных данных или игнорируя важные источники данных.


- Меня часто просят проинтерпретировать результаты теста, не разрешая мне увидеть клиента. Я отказываюсь давать оценку без контакта с клиентом.

- Психологи используют результаты компьютерного теста как единственный источник оценки, не интегрируя их с другими источниками данных. 

 

Сомнительное или потенциально вредное вмешательство


Некоторые респонденты высказывали сомнение в эффективности, легитимности и безопасности методов и условий лечения.


- Моя пациентка поступила в колледж и уехала из города. Незадолго до отъезда она рассказа мне историю о раннем сексуальном насилии. Эти воспоминания очень ее мучили. Она отказалась ходить к терапевту в колледже. Она попросила продолжить наши сеансы по телефону. Я не компетентна в этом. Могу ли я работать по телефону? Будет ли это терапией? Если я откажусь, я брошу своего клиента?

- Коллеги… которые 4-5 раз за сессию отвечают на телефонные звонки. Насколько это этично? 

 

Компетенция


Около 3% дилемм касались работы в недостаточно известных областях или утраты компетенции со временем или в результате стресса.


- Клиенты просят меня работать с ними, но я недостаточно компетентен в работе с их проблемой.

- Я часто чувствую истощение и выгорание, но у меня не хватает ресурсов на личную терапию и супервизию. Как мне понять свой предел?

 

Этические кодексы и комитеты по этике


11 дилемм в этой области касались этики, лицензирования и соответствующих комитетов. 3 инцидента были связаны со слишком медленной работой комитетов. Некоторые респонденты отмечали, что текущий этический кодекс является тривиальным, недостаточно конкретным и неадекватно отражает заботу о клиентах.


- Моя профессиональная ассоциация, АРА, считает, что мои религиозные убеждения (например, что гомосексуализм – это плохо) являются неэтичными. Мне уйти из ассоциации или бросить религию? 
 

Психология в школе


Эта группа дилемм касается желания терапевтов действовать в интересах детей несмотря на давление со стороны администрации.


- Отстающего в развитии мальчика изолируют от остального класса из-за его поведения. Школа нанимает меня, чтобы работать с его поведением, когда он все еще находится в изоляции. Я считаю, что его нужно интегрировать в класс. Чьи интересы я защищаю? 
 

Публикации


Эти проблемы касались выражения благодарности тем, кто не принимал участия в публикации или не выражения ее тем, кто принимал, а также использования учителями работ студентов в своих статьях.
 

Помощь необеспеченным


Респонденты высказывали тревогу относительно помощи бедным, безработным и бездомным.


- Меня волнует, что те, кто работает с бездомными, не получают достаточно образовательных и финансовых ресурсов

- Как помочь людям с низким доходом?

 

Супервизия


Дилеммы из этой категории касались недобросовестной и неуважительной работы супервизоров.


- Коллега подверглась оскорблениям со стороны супервизора, публичной критике и обсуждению ее личности с третьими лицами. На самом деле проблема была в том, что ему не нравился ее терапевтический метод. 
 

Недобросовестная реклама


Эти дилеммы касались того, как профессионалы представляют себя и свою работу в ложном или сомнительном ключе.

- Моя клиника хочет рекламировать мои услуги в манере, которую я нахожу оскорбительной и непрофессиональной. 
 

Психология в организациях


Эти проблемы касались вмешательства руководства компании в работу психолога, особенно в вопросе сохранения конфиденциальности сотрудников.
 

Медицинские вопросы


Около 1% респондентов фокусировались на медицинских вопросах.

- Родитель десятилетнего ребенка отказывается отводить его на медицинский осмотр. Должен ли я прекратить работу с ребенком и его семьей?
 

Прекращение работы


Эти дилеммы связаны с прекращением терапевтической работы и его объяснением. Вот примеры:

- Мой крупнейший «этический кризис» связан с прекращением работы с клиентами, которые были жертвами сексуального насилия в детстве и в жизнь которых я был включен по 5-7 лет.

- Моя коллега ушла в отпуск на 4 месяца и «передала» мне своего клиента на это время. Клиент предпочел меня и не захотел возвращаться к моей коллеге, хотя она настаивала, чтобы я убедил клиента сделать это. Теперь у меня сомнения относительно того, что лучше для клиента и стоит ли мне рисковать своей дружбой с коллегой. 

 

Этническая принадлежность

- Многие клиенты, придя в мой кабинет, испытывают шок, когда видят, что я не принадлежу к «этническому мейнстриму». Поэтому мне требуется больше времени, чтобы установить с ними контакт. 


Хотя текущий код и его новые черновые версии запрещают дискриминацию по этническому признаку, требуется эксплицитное обращение к вопросу о том, является ли борьба с расизмом этической ответственностью терапевта.
 

Записи о лечении


Около 1% дилемм касались той информации о клиентах, которую нужно вносить в записи, предоставления записей клиентам, которые не оплатили сессии и непреднамеренного уничтожения записей.
 

Заключение


Эмпирический подход к составлению этического кодекса позволил учесть опыт членов АРА, что гарантирует его релевантность и применимость. Ни один кодекс не может учесть всех ситуаций, но такой подход снижает риск оказаться с этической дилеммой один на один.

Авторы: Kenneth S. Pope, Valerie A. Vetter
Перевод: Студия Полины Гавердовской

Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также –  коллеги и единомышленники. 

За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.

Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.

© 2024 Gaverdovskaya Studio. Все права защищены © 2024 Gaverdovskaya Studio.