Как работает психотерапия?

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Как работает психотерапия?

13 Июня 2016 | Добавил:
Как работает психотерапия?

Психотерапевт – человек, которому очень часто задают вопросы. Так же часто, как и врачу. И вопрос, который чаще всего задают клиенты: «Что делать?». Я и сама его раз сто, наверное, задавала!

В развернутом виде он звучит примерно так: «Что делать, чтобы жить стало легче, чтобы терапия помогла?». Но ответить на этот вопрос невозможно в терминах действий, ответ на него можно найти в области понимания того, что и как работает в психотерапии.

Психотерапевтический процесс, в самом общем понимании, имеет своей целью расширение осознавания внутренней картины мира, внутренней реальности и способов организации контакта с окружающей средой, и основанное на этом осознавании изменение неадаптивных способов бытия на более адаптивные, то есть – изменение поведения.
Что же такое это «расширение осознавания», и что делает возможным изменение поведения?

Что такое осознавание?


О том, что происходило в прошлом, чем насыщено настоящее и какого будущего хочется или, наоборот, - совсем не хочется, - люди прекрасно рассказывают, упоминая то или иное количество подробностей.

Но эти истории часто звучат отстраненно, как пересказ событий, не имеющий к рассказчику никакого отношения, никак его не затрагивающий; такие жизнеописания зачастую являются просто суммой фактов – кто что сказал, куда пошел и что сделал, и не включают в себя упоминания того, какие при этом человек испытывал чувства, каким смыслом оказалось наделено это «сказал – пошел – сделал».

И в подобных рассказах бывает совершенно непонятно – какое влияние описываемая ситуация оказала на жизнь человека, на его отношения с другими, на отношение к себе самому?
Подобный способ отстраненно говорить о себе и своей жизни объясняется тем, что люди обычно склонны воспринимать по отдельности факты своей жизни, собственное поведение и собственные внутренние переживания в отношении всех этих жизненных событий, особенно, если это были непростые или неприятные события.

Например, если вспомнить какую-нибудь хорошую ситуацию, запомнившуюся, ценную – можно легко почувствовать тепло и радость от того, что она происходила, повспоминать детали, увидеть этот случай, как часть собственной жизни. В этой точке действие и чувства не разделились, цельное проживание жизни не было прервано: мы что-то сделали, получили результат, порадовались ему, включили его в картину своей жизни, в свою идентичность – и наша жизнь стала насыщеннее и полнее.

В случаях же эмоционально тяжелых, при нехватке поддержки близких ли людей или собственных ресурсов, происходит разрыв, остановка в целостном проживании жизни:
мы «отключаем» то, что приносит страдание, перестаем замечать, игнорируем какую-либо часть собственного существования: телесные ощущения, чувства, мысли, потребности. Тем самым лишаем себя возможности делать выводы на будущее и сообщать своим близким о том, что мы чем-то расстроены или что нас что-то не устраивает. Лишаемся их поддержки. И рискуем в дальнейшем вновь что-то не учесть и избежать повторения подобных событий.
И такой «разрыв» в переживании жизни, отказ от части своего опыта -- обедняет нас и, в конечном счете, приводит к возникновению непонимания и конфликтов в нас самих или в отношениях.

Одним из фокусов психотерапевтической работы становится развитие чувствительности к своему эмоциональному состоянию, к интеграции фактов внутренней и внешней жизни, восстановление непрерывности и связанности переживания собственных истории и бытия.
Осознание - процесс постижения собственной реальности более глубокий, чем логическое понимание, включающий в себя чувственное переживание опыта, эмоциональную включенность, внимание к среде и четкое видение контекста, в котором разворачивался/разворачивается опыт.

Как только мы сможем осознать свою историю и увидеть, как она на нас повлияла, мы сможем заметить, что сейчас все уже по-другому: мы - другие, люди вокруг – тоже другие. И тогда мы получаем возможность вести себя иначе и совершать иные выборы в будущем.

Получение нового опыта


Что значит «новое»? Для кого-то это умение сказать «нет», для кого-то, наоборот, - «да»; Новое – это открытое признание того, что что-то мы любим, а что-то ненавидим, чего-то хотим, а нечто в нашей жизни – уже лишнее… признание того, что другие имеют для нас значение, а мы – имеем значение для них, что мы – достаточно хороши для жизни, имеем права и обязанности; впрочем, как и окружающие нас люди.

Новый опыт контакта в терапии заключается не только в пребывании в атмосфере уважительного принятия, которое получает клиент в терапевтических отношениях, но и в том, что в этих отношениях можно безопасно пробовать новые способы общения - те, что раньше были недоступны из-за страхов или запретов.

Для того, чтобы жизнь изменилась, должно не только уйти старое, но и появиться что-то новое. А новое – это всегда неизвестность и риск, особенно, если предыдущий жизненный опыт был трудным и болезненным.

Постепенно выстраивая доверительные отношения с терапевтом, узнавая собственные болевые точки и страхи, клиент получает возможность понемногу, не спеша пробовать в клиент-терапевтических отношениях говорить о чем-то сложном, переживать подавленные ранее эмоции, разворачивать те процессы, которые были спрятаны и отделены от остальной жизни.

Ниже я приведу небольшой отрывок из книги Майкла Кана «Между психотерапевтом и клиентом», в котором он пишет о том, что позволяет получить новый опыт в терапии:
«…клиент должен иметь возможность эмоционально пережить влечения, тревоги и конфликты своего прошлого и пережить их при определенных, строго обозначенных условиях:

1. Они должны быть испытаны в присутствии лица, на которого эти влечения и чувства теперь направлены.

2. Переживаемые заново чувства должны быть выражены тому лицу, на которое они направлены. Клиенту недостаточно только молча испытывать эти чувства.
В этой связи терапевтичной оказывается ситуация, когда прежние чувства переживаются заново в отношении кого-либо в той мере, в какой они выражены этому лицу.

Последнее ведет к следующему условию:

3. Новый объект старых чувств — личность, на которую они направлены, должна быть готова, даже настроена обсуждать чувства и влечения клиента с интересом, объективно и без защит. Это абсолютно неотъемлемое условие терапевтического процесса.

Если терапевт: помогает клиенту соприкасаться с чувствами, делает безопасным для клиента их выражение, обсуждает эти чувства с клиентом в неосуждающей, незащищающейся, заинтересованной манере… тогда условия для терапевтического переживания удовлетворяются.

Психологи, исследующие законы научения, думают об этом следующим образом: в обучающем эксперименте наилегчайшим способом заставить животное или человека разучить старую реакцию является воссоздание ситуации, в которой эта первоначально заученная реакция была узнана. Фактически заставить кого-то забыть реакцию — очень трудно, если не воссоздать старую ситуацию.»

И, возвращаясь к вопросу «Что делать?» Что же делать клиенту, для того, чтобы его психотерапия принесла результат?

Развивать чувствительность к себе, ко всему спектру своих состояний и чувств.

Рисковать и честно говорить о том, что действительно затрагивает – и в жизни, и в терапевтической сессии.

Запрашивать и принимать обратную связь от терапевта, замечать свои реакции на второго участника терапевтических отношений – и снова, и снова говорить о них, обсуждать - таким образом глубже узнавая себя, свои желания и возможности через отношения.

При соблюдении всех этих условий психотерапия становится осмысленным мероприятием, безусловно полезным, поддерживающим и развивающим. Даже иногда и непростым.


Соловьева Анна

На каждом сеансе, с каждым клиентом, мы отправляемся в новое странствие. Терапевт присоединяется к клиенту, отправляющемуся в путь на поиски большей реализации его или ее жизни. Джеймс Бьюдженталь