Нарушения привязанности или «Почему мне сложно построить близкие отношения?»

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Нарушения привязанности

23 Марта 2017 | Добавил:
Нарушения привязанности

«Почему мне сложно построить близкие отношения?»

Вы когда-нибудь наблюдали за мамой и ее двух-трехлетним ребенком на детской площадке? Если какое-то время за ними понаблюдать, то можно заметить, что между ними будто натянута веревочка. Если малыш заигравшись отдаляется от мамы, она сразу же окликает его или бежит к нему. Если мама вдруг пропала из поля зрения малыша, он выглядит растерянным, уже не может играть и начинает искать маму. Так проявляется поведение привязанности.

Чтобы младенец выжил после рождения и стал личностно здоровым человеком, способным создать собственную семью ему просто необходимо сформировать в детстве с матерью надежную привязанность, которая в его дальнейшей жизни послужит основой близких отношений с другими людьми. Потребность человека в привязанности, это одна из базовых потребностей, она обеспечивает ребенку безопасность, питает его чувство уверенности в себе и своих силах, поддерживает осознание своей уникальности и ценности для своих близких. Все это создает огромный ресурс для дальнейшего развития ребенка и в способность его рисковать и пробовать новые формы поведения. Устойчивый тип привязанности формируется у ребенка до 3-х лет и если не происходит никаких травмирующих событий, в более-менее неизменном виде остается и во взрослой жизни.

После рождения младенец еще никак не дифференцирует свои ощущения и когда испытывает голод, холод, боль реагирует на эти ощущения одинаково, начинает хныкать. Внимательная и эмпатичная мать замечает эти сигналы от своего ребенка и удовлетворяет его потребность. Мать понимает или чувствует, когда ребенок уже голоден, или когда у него мокрые пеленки, или если она знает что он сыт и ему тепло и сухо, а он ведет себя не спокойно, то видимо у него что-то болит, тогда она старается выяснить что и устранить источник беспокойства. Таким образом, для достаточно хорошей матери важно не только заметить то, что ребенок испытывает дискомфорт, а еще и правильно распознать потребность ребенка и удовлетворить ее. Тогда ребенок растет и развивается с ощущением базового доверия к миру. Это очень важная задача развития на этапе младенчества. Ребенок уверен в том, что его видят, что о нем позаботятся, что он нужен и важен для мамы. У него формируется установка: "Я есть и это хорошо".

Но далеко не всегда в жизни происходит все именно так. Бывает, что мама выросла из ребенка, о котором по разным причинам плохо заботилась ее собственная мать. И такая мама может замечать, что ребенок хнычет, но неверно истолковывать его потребности. Очень часто бывает так, что при любом беспокойстве младенца, мама сразу бросается его кормить. Он и правда часто может от этого успокаиваться, но такое поведение матери способствует в дальнейшем формированию пищевой зависимости. Если мне как-то тревожно - нужно поесть или съесть конфетку, в общем, успокоить себя. И кроме того, такая мама не может научить ребенка дифференцировать и распознавать свои телесные ощущения, которые являются основой для понимания собственных потребностей.

Такой ребенок, став взрослым, чувствует дискомфорт, тревогу или напряжение, но не понимает, с чем они связаны. Холодно ему или жарко, голоден ли он или сыт (такие люди склонны есть по часам, опираясь не на чувство голода, а на "пора поесть", и часто переедают, или не могут описать врачу свои телесные ощущения).

У таких детей может нарушаться формирование привязанности. Вроде бы мама рядом и заботится, но чьи потребности она удовлетворяет? Кого она видит вместо меня? Он растет с установкой: "Чтобы обо мне заботились, мне нужно игнорировать свои потребности и быть кем-то другим", "Я есть, но это плохо".

В худшем же случае, мать не реагирует на призывы ребенка вообще или реагирует хаотично, непредсказуемо. Ребенок плачет, но никто не подходит, подходят непредсказуемо, он никак на это не влияет. Тогда ребенок доходит до отчаяния, и у него формируется базовое недоверие к миру и установка "Меня нет". Если такой ребенок выживает, то во взрослом возрасте не доверяет людям, он уверен, что они или бесполезны и не смогут ему помочь, или обязательно причинят боль.

Ребенок может формировать отношения привязанности не только с мамой, но и с отцом, бабушками и дедушками или другими взрослыми, которые присутствуют в его жизни стабильно. И это хорошо, потому что ребенок может формировать разные типы привязанности с разными людьми, и это может скомпенсировать не очень хорошие отношения с матерью.

Также на нарушение привязанности влияет такое травматическое событие в жизни ребенка, как переживание длительной (не меньше 5 дней) внезапной разлуки с матерью, при которой ребенок остается в незнакомой обстановке с незнакомыми или малознакомыми людьми.

На внезапный разрыв отношений с матерью ребенок вначале реагирует протестным поведением, он плачет, ждет что, мама вот-вот вернется, и не подпускает к себе никого другого. После этого наступает стадия отчаяния. Она наступает тогда, когда ребенок понимает, что все протестное поведение бесполезно и мать не вернется. Он выглядит подавленным, обессиленным и апатичным. Это фаза глубокой печали. После чего наступает фаза отчужденности. Внешне ребенок начинает выглядеть лучше, как будто он свыкся с отсутствием матери, он начинает принимать помощь от других людей и взаимодействовать с ними. Но, когда возвращается мама, ребенок ведет себя очень странно, будто не узнает ее, остается отчужденным и апатичным, отворачивается от нее, будто утратил к ней всякий интерес.

Про то, как реагирует маленький ребенок на разлуку с мамой, можно посмотреть документальный фильм «Джон», снятый в 1969 году режиссерами Джеймсом и Джойс Робертсон, он есть в интернете.

Расскажу о некоторых типах нарушений привязанности и их проявлениях во взрослом возрасте.

Негативная привязанность


Люди с этим типом привязанности с одной стороны «цепляются» за других, с другой ищут «негативного» внимания как признака того, что они не безразличны. По интенсивности негативной реакции на свой поступок они оценивают степень своей ценности для партнера. "Проверяют" отношения на прочность, доводя партнеров до отчаяния своими действиями и поступками. Как будто они не верят или не чувствуют, что их можно любить. Они будто проверяют партнера: "А после этого ты будешь меня любить?.. А после такого?", и так продолжается, пока не партнер не доходит до предела своей переносимости и не прекращает отношения.

Причиной формирования такого типа нарушения привязанности может быть как безразличное отношение со стороны значимых взрослых, так и гиперопека.

Амбивалентная привязанность


Такой человек постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому человеку. То близость, то отвержение. При этом перепады в отношениях частые, непредсказуемые для партнера и без полутонов. То стремится к близости, выражает нежность, то вдруг становится холодным, отстраненным, резко увеличивает дистанцию с партнером. И это никак не зависит от партнера и не может им никак регулироваться.
Такой тип нарушения привязанности характерен для людей, чьи родители были непоследовательны и непредсказуемы, то ласкали, то "взрывались" и били или ругали ребенка. Делая и то и другое бурно, без объективных причин, лишая ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

Избегающая привязанность


Такой человек замкнут, держится от других дистантно, не допускает доверительных отношений с людьми, но может любить животных. Основной мотив их поведения - «никому нельзя доверять». Причиной такого типа нарушения привязанности может быть резкий разрыв отношений с близким человеком в детстве, при котором человек «застрял» в своем горе или воспринимает разрыв отношений как предательство. Также этому может служить причиной эмоциональное отвержение или физическое насилие со стороны близкого значимого человека в детстве.

«Размытая» привязанность


Внешне выглядит как неразборчивость в контактах, быстро сближаются и сокращают дистанцию и так же легко отпускают. Основной причиной такого типа нарушения привязанности является эмоциональная депривация и отсутствие в опыте раннего детства привязанности к конкретному человеку.

Дезорганизованная привязанность


Такие люди научились выживать, нарушая все правила человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы. Им не нужно, чтобы их любили, им нужно, чтобы их боялись. Такие люди ничем не ограничены в своем разрушительном поведении и не испытывают сочувствия к другим. Они живут по принципу: "Мне ничего не жалко, потому что нечего терять".
Такой тип нарушения привязанности характерен для людей, в детстве подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, пренебрежению их потребностями и не имеющим опыта привязанности в раннем детстве.

В жизни редко встречаются такие чистые типы взаимодействия матери и младенца, поэтому и степень нарушения привязанности сильно варьируется, и типы нарушений чаще смешанные.

Чтобы скорректировать нарушения привязанности во взрослом возрасте, лучше всего подходит длительная терапия, основанная на долгосрочных отношениях терапевта с клиентом. В такой терапии у клиента с терапевтом выстраиваются надежные, доверительные и безопасные отношения, являющиеся целительными для людей с нарушениями привязанности. Опыт выстраивания длительных близких отношения с терапевтом является моделью, которая в дальнейшем переносится клиентом в жизнь, и опираясь на этот опыт, клиент может строить подобные отношения с другими людьми.


Злобина Светлана

Для каждого клиента терапевт должен создавать свой язык терапии. (с) Ирвин Ялом