Подростковый буллинг - родительская боль

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Подростковый буллинг - родительская боль

11 Декабря 2018 | Добавил: | Автор:
Подростковый буллинг - родительская боль

А Вас в детстве травили? Только при упоминании о школьной травле Вас бросает в дрожь от воспоминаний? Тут же всплывают картинки, вызывающие стыд, ощущение уязвимости и страха, бессилия или ярости. Вы даже не можете подумать, чтобы теперь ваш ребенок оказался на вашем месте.

Или Вы были зачинщиком травли? При этом испытывали невероятное всепоглощающее ощущение превосходства над тем, кого исключали из своего особенного круга общения. А где-то отдаленно, почти незаметно прятался страх оказаться на месте вашей жертвы.

Буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы (Olweus, 1993). В отличии от конфликтной ситуации, травля повторяется, а преследователь (ребенок, который травит) стремится унизить жертву (ребенка, которого травят).

К травле относятся физическое насилие, обзывания, насмешки, игнорирование, отвержение, порча вещей жертвы, вымогательство денег, слухи и сплетни, угрозы, непристойные высказывания и жесты в адрес жертвы и так далее. Сейчас распространился кибербуллинг, когда буллинг переходит в интернет, осуществляется через СМС и социальные сети.

Хоть травля в детском коллективе существует и у маленьких детей, я буду рассматривать буллинг подросткового периода (10 - 17 лет), так как в силу особенности возраста в это время для ребенка последствия могут быть сильнее и болезненнее. Связано это с тем, что важность места, которое подросток занимает внутри коллектива, возрастает. В общении формируется личность подростка. В этом возрасте сильна потребность в самоутверждении, а ориентируется он в этом на мнение сверстников. Доминирующий мотив - стремление занять достойное место в коллективе. А самая большая трагедия для подростка - это потерять свой авторитет в глазах других подростков. Хорошие отношения с коллективом важны для успешного прохождения этого этапа взросления.

Существует миф о том, что последствия буллинга негативно сказываются только на жертве травли. Это не так. Проводились исследования, которые показали, что ситуация отражается на всех участниках.

У детей, которых травят, часто появляются суицидальные мысли. Такой ребенок может попытаться осуществить задуманное, если переживания окажутся непереносимы. Жертвы буллинга испытывают психологические и физические страдания. Могут впасть в депрессию. Получают психологическую травму. Снижается самооценка и появляется общая озлобленность, на учебный процесс не хватает ресурсов.

Дети, которые устраивают травлю, приобретают плохую репутацию. Агрессивное поведение становится превалирующим, так же как и жестокость и безразличие. Они как будто застревают в роли преследователя. В результате не могут научиться эффективным коммуникациям, так как мало такого опыта. Кроме того за некоторые виды травли предусмотрены административные наказания.

Дети, которые наблюдают травлю как свидетели, тоже переживают последствия буллинга. Это может быть психологическая травма. Они перестают верить в справедливость, привыкают к равнодушию. Многие чувствуют себя причастными к процессу травли жертвы, хотя сами ничего не делали. Часто у свидетелей появляется постоянный страх, что они окажутся на месте жертвы.

Для всего класса травля чревата небезопасной атмосферой и разобщенностью. Дети перестают доверять учителю. Это не может не отразиться на учебном процессе вцелом. Заметно снижается общая успеваемость в классе. Пропадает мотивация к учебному процессу.

Существуют несколько взглядов на проблему. Чаще всего буллинг рассматривался как деструктивное поведение ребенка, который травит. А причинами при таком подходе считают инаковость жертвы в сочетании с напряженной атмосферой в классе или школе. Или/и потребность самоутвердиться у преследователя плюс страх наблюдающих за ситуацией детей попасть на место жертвы. Также существует подход, что травля является частью эволюционного приспособления, заложенная природой. Тогда можно говорить не о причинах, а о задачах, которым служит процесс. Это выживание и продление рода.

Много написано инструкций, как вести себя, когда в классе вашего ребенка существует травля. Для поддержки родителей хочу предложить вариант действий, которые начинаются задолго до самой ситуации. Предлагаю не относиться к этому списку, как к обязательной инструкции. Каждая ситуация требует своего подхода. Можно рассматривать эту информацию, как то, на что можно опереться в сложной ситуации. Это подходит для родителей всех участников: жертвы, преследователя и свидетелей.

1. Первое, что бы я предложила, это разобраться родителям со своим отношением к процессу травли. Возможно в опыте есть своя история из детства, которая принесла много боли, гнева и ярости, страха, стыда или вины. Это может помешать увидеть то, что с вашим ребенком происходит в реальности. Ребенок рассказывает про конфликтную ситуацию с другом, а ваше воображение через призму сильных эмоций уже рисует картинки жестокого избиения или унижений. И действия из сильных эмоций могут не только не помочь, но и навредить репутации ребенка. Поэтому, если Вы замечаете за собой свойство сильно погружаться в переживания в этой теме, можно обратиться к третьей стороне (второму родителю, близкому другу ребенка или еще кому-нибудь, кому доверяете). Еще один взгляд на ситуацию не повредит.

2. Создать доверительную атмосферу и не терять контакт со своим ребенком, чтобы вовремя узнать о травле. Чем раньше приняты меры, тем эффективней можно повлиять на ситуацию. Разговаривать с подростком, обсуждать как прошел день. Быть внимательным к изменениям в привычном укладе ребенка, к потере интереса к любимой деятельности, изменениям аппетита и режима сна и так далее.

3. По возможности, внимательно подойти к выбору школы и учителя. Понаблюдать за детьми на перемене, как вариант. Буллинг в классе подогревают нетерпимость к особенностям и инаковости, разобщенность коллектива. Пообщаться с будущим учителем. Иногда сам учитель может провоцировать и поддерживать травлю, так как для него это выгодно. Например, агрессия не направляется в его сторону, а достается жертве буллинга.
Если факт травли обнаружен, то возможны следующие действия.

Что может сделать родитель ребенка, которого травят в школе?


1. Поддержать ребенка в этот непростой период. Не обвинять, не отчитывать, а побыть с ним рядом. Очень важно, чтобы родитель мог справиться со своими эмоциями по поводу ситуации и не нагружать ребенка чувством вины, что родителям тоже из-за него плохо. Чтобы пережить ситуацию, подростку может потребоваться длительное время.

2. Обсудить с ребенком, нужна ли ему помощь. Насильная помощь может разрушить контакт между родителем и ребенком и укрепить ребенка в его позиции жертвы, так как даже родители не принимают его мнение во внимание. Я не говорю здесь о ситуации опасности для жизни и здоровья подростка.

3. Если ребенок попросил помощи и согласен на вмешательство родителя, то идти в школу и говорить с учителем (классным руководителем или другим контактным лицом). Стоит внимательно выбирать, как будет происходить этот разговор. Ребенок должен почувствовать, что у него есть защита, и одноклассники об этом знают. Подросток будет учиться на вашем примере социально приемлемо отстаивать свои интересы.

Можно обсудить с учителем, что он собирается предпринять. Наиболее эффективными методами борьбы с ситуацией травли по данным исследований признаны вовлечение психолога, защита жертвы, обсуждение ситуации в классе, объяснение последствий буллинга, вовлечение родителей, командообразование. Неэффективными по опыту учителей признаются критика и нравоучения, невмешательство в ситуацию, работа только с жертвой.

4. Если учитель и администрация на стороне детей, кто организовал травлю, то стоит задуматься о смене школы. На процесс травли сложно повлиять, а если действия не системны и не со всех возможных сторон, практически невозможно.

Что может сделать родитель ребенка, который организовал и осуществляет травлю?


1. Во-первых, перепроверить информацию. Действительно ли ваш ребенок что-то делает, в чем его обвиняют. Обычно родитель узнает о таком от другого родителя или учителя. Поговорить с несколькими сторонами и самим ребенком. Удостовериться, что это травля, а не конфликт.

2. Приложить все усилия, чтобы понять, что происходит с ребенком. Может он считает, что выражает мнение большинства в классе. Или хочет получить более высокое социальное положение. Возможно причина в неуверенности в себе.

3. Предложить другие способы достижения своих целей. Это может быть демонстрация силы и превосходства в спорте. Информировать ребенка, что защищать жертву более выгодная позиция, тут нет рисков получить наказание, а социальное положение укрепляется. Поддержка сверстников при таких ситуациях не из страха, а из уважения.

Что может сделать родитель ребенка - свидетеля травли?


1. Поговорить о том, что происходит, и о последствиях ситуации. Поддержать подростка в его переживаниях.

2. Подумать вместе, хочет ли ребенок вступаться за жертву. Если да, то придумать варианты действий. Только обязательно вместе, так как лекции и отчитывания обычно не работают. Можно как угодно знать, как правильно надо, а ребенку потом пожинать плоды своих действий в коллективе.

3. Если есть риск угрозы здоровью или жизни других детей, поставить в известность контактное лицо (учитель, родитель ребенка). Если произойдет непоправимое, большая опасность для вашего ребенка остаться в чувстве вины за невмешательство.


***

Приглашаем на онлайн-группу психологической поддержки родителей подростков. Старт группы - 31 марта 2019 г. в 13.00. >>


Антипова Анастасия

“Мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно”. Карл Роджерс