Психологическая помощь онлайн
Написать нам
Заказать звонок

Психодинамическая терапевтическая группа

Теги терапевтическая группа

17 января 2019

4914
Автор статьи
Анна
Соловьева Анна

Психолог, гештальт-терапевт, парный терапевт, групповой ведущий, супервизор Студии

Существует множество разнообразных форм групповой терапии.

Критериев, по которым классифицируются группы, огромное количество: стиль ведущего (демократический или авторитарный), длительность (краткосрочная или длительная группа), терапевтический подход (аналитическая, гештальт-группа, группа научения), отношение к эмоциональному возбуждению (поддерживающая или аналитическая), темы (группы для родителей, для переживших развод и т.д.), структура (структурированная или не структурированная)… 

Эта статья посвящена работе психодинамической группы: тому, какие задачи в ней могут быть решены, с помощью каких инструментов, как устроен групповой процесс, какими могут быть правила, а также – какое поведение участников может принести им максимальную пользу при участии в группе.

Итак, психодинамическая группа – группа, в которой психотерапевтическая работа основана на групповой динамике, то есть процессах межличностного взаимодействия участников: учитываются стереотипы взаимодействия людей, распределение ролей в группе, чувства участников друг к другу, значимые моменты в жизни группы, борьба за лидерство, конфликты и способы их разрешения, развитие групповой сплоченности и формирование культуры взаимодействия.

Другими словами – в динамической группе не обсуждаются заранее заданные темы, нет множества упражнений, а основная терапевтическая работа происходит за счет установления и развития отношений в группе, осознания и изменения тех способов, с помощью которых участники в отношениях участвуют и добиваются (или не добиваются) удовлетворения своих потребностей.
 

Терапевтические факторы


Основной вопрос, который встает перед потенциальным участником группы – каким образом установление отношений с чужими людьми в группе поможет ему/ей в разрешении проблем «обычной» жизни, которые и заставили обратиться к психотерапии? 

Ответ на этот вопрос заключается в том, что практически все проблемы и симптомы - неуверенность, тревога, одиночество - на которые жалуются люди, в основе своей имеют неудачи и провалы в построении надежных и близких отношений.

И, учась взаимодействию, начиная уверенно, свободно и достойно чувствовать себя рядом с другими людьми – мы обретаем надежду и силы для жизни.

Как плохой опыт отношений бросает тень на самооценку и все последующие связи, так и хороший, поддерживающий опыт контакта может изменить отношение к себе, и то место среди людей, которое мы позволяем себе занимать.

Почти любой запрос может быть переформулирован в терминах отношений и проработан в поле отношений - таким образом работа над отношениями в группе может помочь в разрешении различных проблем и вне группы.

Конечно же, участие в групповой работе развивает и коммуникативные навыки – ведь чтобы контактировать с другими участниками, нужно уметь услышать себя, найти форму для самовыражения, сказать другому желаемое, а затем - принять обратную связь, взять из нее подходящее и не принимать близко к сердцу то, что может быть лишним. 

Само по себе овладение навыками диалога и работа над эмоциональными сложностями, которые могут диалог сопровождать (стеснение говорить о себе, страх или злость сопутствующие обратной связи, другие чувства, возникающие при общении) – дают новые степени свободы и устойчивости в жизни.

Кроме улучшения навыков межличностного взаимодействия и коммуникации, важными терапевтическими факторами являются возможность открыто выражать свои чувства и принятие в этом, а также соприкосновение с тем фактом, что проблемы и чувства других людей бывают сходны с нашими – это дает переживание связанности с людьми и возможности разрешить свои сложности.
 

Правила группы


Терапевтическое действие группы зависит от отношений между людьми, а возможность развития отношений прямо связана с безопасностью и ясностью правил и границ группы, которые очень четко оговариваются:

  • Конфиденциальность: что допустимо рассказывать внешним людям из происходящего в группе, а что должно остаться внутри группового пространства.

Как правило, рассказывать можно лишь то, что касается самого человека – его мысли, чувства, действия, вся информация относительно других участников разглашению не подлежит.

  • Правила входа в группу и выхода из нее: для открытой (с возможностью прихода новых и ухода старых участников) группы или для тех случае закрытой (с неизменным составом участников), когда кто-то решает ее покинуть.

Так как в динамической группе мы говорим об отношениях, то окончание отношений при уходе участника из группы или начало новых отношений, при входе нового участника – важные события, к которым нельзя относиться, как к чему-то незначительному, это уничтожает саму идею динамической психотерапии.

 

  • Пропуски: допустимы ли пропуски, как и кого предупреждать о них (ведущих или всех участников), оплачиваются ли они и в каком объеме.

Как правило, для закрытых групп может существовать правило оплаты групповой сессии, даже если участник не присутствовал на ней – это делается для того, чтобы его место оставалось «занятым», для подтверждения намерения быть частью группы. 

  • Стиль общения между участниками: а «ты» или на «вы» обращаются участники друг к другу, допустимы ли нецензурные выражения и т.д.


В каждой группе могут создаваться какие-то дополнительные правила, о которых я не упомянула - в зависимости от специфики группы, ее формата и участников.

Образно можно сравнить границы группы со стенками стеклянной колбы, в которой проходит химическая реакция: чем более сильные процессы происходят внутри, тем более прочными должны быть стенки (границы), и чем чище емкость (яснее правила), тем меньше погрешностей возникнет в реакции. 
 

Ведущие группы


Ведущие группы, в отличие от индивидуальной терапии, не являются основными агентами терапевтических изменений, они – сопровождают и помогают замечать происходящее в группе, отвечают за безопасность обстановки, помогают участникам в разрешении сложных моментов, а также – удерживают фокус внимания на первоначальных запросах участников и на том, каким образом происходящее в групповом процессе соотносится с поставленными задачами.

На начальных стадиях группы ведущие также оказывают много поддержки – фокусируя участников на происходящем в группе «здесь-и-сейчас», помогая справляться с эмоциональными сложностями, возникающими в контактах, и направляя внимание группы на то, как и для чего участники используют групповое пространство.
 

Участие в группе

 

Участие в динамической группе подразумевает некоторый вид душевной работы, а не просто присутствие в определенном месте в оговоренное время.

Максимальную эффективность участник может получить в том случае, если он пробует быть открытым – говорить о возникающих в связи с другими участниками чувствах и переживаниях, о впечатлениях и наблюдениях, относительно группового процесса. 

Открытость – понятие не количественное, а качественное. Можно сказать лишь несколько слов, но в итоге, они откроют о человеке больше, чем целая речь.

В то же время, открытость не должна быть насильственной и слишком быстрой - у каждого человека свой темп самораскрытия, во многом связанный с предыдущим жизненным опытом, уровнем доверия в группе и стадией групповой динамики. 

Кроме содержания интеракций между участниками (что каждый думает, чувствует и хочет), очень важна и форма коммуникации: в групповом процессе, мы стараемся использовать «Я-сообщения», воздерживаться от обвинений, сравнений и вербальной агрессии. 

Пожалуй, это базовые сведения о работе психодинамической группы.

Участие в групповом процессе – опыт насыщенный, интересный и обладающий большим потенциалом, это хорошая возможность и для разрешения сложностей, и для приобретения новых творческих форм общения.

 

Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также –  коллеги и единомышленники. 

За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.

Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.

© 2024 Gaverdovskaya Studio. Все права защищены © 2024 Gaverdovskaya Studio.