Психологическая Студия Полины Гавердовской | Психодрама: добро пожаловать!

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Психодрама: добро пожаловать!

21 Сентября 2013 | Добавил:
Психодрама: добро пожаловать!

Психодрама — очень эмоциональное и чувственное направление в психотерапии. Прямой перевод слова «психодрама» — «действие души». Под душой понимается весь внутренний мир человека: мысли, чувства, память, мечты. То, что волнует, и то, что забыто, словом, душа — это вся наша психическая жизнь. Если вынести свои душевные истории вовне и сыграть в ролях, получится драма, а если этот процесс будет сопровождать специально обученный психотерапевт, то получится психодрама.

История психодрамы тесно переплетается с историей жизни ее основателя — Якоба Леви Морено (1889—1974), психиатра, психолога и социолога. Вот несколько интересных исторических фактов о психодраме:

— Первые идеи об исцелении игрой пришли к Морено, когда он был еще студентом. Играя с детьми в парке, будущий психотерапевт помогал детям разыгрывать их фантазии. Морено обратил внимание на спонтанность и глубину детской игры. Он заметил, что в процессе разыгрывания этих представлений дети выражают самые разные чувства, разворачиваются проблемы, которые занимают детей. Впоследствии оттуда произошла практика ролевой игры, прообраз театра импровизации.

— В 1913—14 гг. Морено вместе с врачом В. Грюеном и журналистом К. Кальбертом работали с венскими проститутками. Его целью было не исправление девушек, а их поддержка, обсуждение сложностей, возникающих в их жизни и защита их прав. Результатом этой работы стали выводы, легшие в основу групповой терапии: о группе как особом организме, о разных групповых ролях и структуре группы.

— В 1916 году Морено работал в Миттендорфе, австрийском лагере для беженцев. Там он обратил внимание на то, что физическое здоровье обитателей того или иного барака зависит от специфики сложившихся между ними межличностных отношений, и, как следствие, от психологического климата внутри коллектива. Тогда родилась социометрия, признанная впоследствии теоретической и отчасти методической основой психодрамы.

— Официальным днем рождения психодрамы считается 1 апреля 1921 года. Именно тогда в венском театре Морено представил постановку на тему политической ситуации в Австрии. Сценария не было, зрителям предлагалось подняться на сцену и импровизировать, найти «новый порядок вещей». Постановка провалилась, однако Морено это не смутило, он лишь сделал выводы о необходимости подготовки зрителей к игре.

— В 1922 году Морено основал в Вене театр спонтанной игры, или театр импровизации. Он быстро превратился в «живую газету»: актеры любители разыгрывали перед публикой различные события дня. В течение одного из таких представлений Морено обнаружил терапевтическое воздействие игры. Одна из актрис рассказала Морено о трудностях в семье, и ее ситуацию поставили на сцене, и благодаря отреагированию подавляемых чувств она смогла иначе взглянуть на свои отношения и улучшить их.

— В 1925 году Морено переехал в США. В 1936 г. в Биконе он открывает психиатрическую клинику, где занимается обучением и терапией актеров. Для этой цели был построен психодраматический театр, и психодрама начала распространяться по всему миру. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы. В конце 1940-х годов была организована Американская ассоциация групповой психотерапии и психодрамы.

— Огромный вклад в развитие психодрамы внесла жена Я. Л. Морено — Зерка Т. Морено. Она стала директором обучения в Биконе, была в высшей степени ответственна за развитие психодрамы, придав ей ту форму, которая известна сегодня. Примечательно, что Зерка Морено часто называла себя правой рукой своего мужа, хотя у нее самой не хватало правой руки. После смерти Я. Л. Морено в 1974 г. она продолжала путешествовать по миру, продвигая его идеи для новых поколений психодраматистов.

Психодрама во многом похожа на театрализованное представление: есть сцена, есть актеры, их роли, и тот, что играет главную роль, называется «протагонист». Есть зрители, есть режиссер («директор»), а вот сценарий не написан заблаговременно, сюжет берется из темы протагониста, из трудностей в реальной жизни реального человека в данный момент.

В психодраматической работе все выходит на первый план, на сцену, где разворачивается действие, и ведущая роль там отдается человеку, который доверился в данный момент профессионалу, директору драмы. Психодрама — очень искренний, действенный и яркий метод.

Психодраматерапевт на терапевтической сессии всегда попросит вас не рассказать свою историю, а показать. В этом действии и заключается сила психодрамы, мы немедленно становимся зрителями реальной истории. Сюжетная линия разыгрываемого «спектакля» может в любой момент спонтанно пойти не по намеченному пути: протагонист всегда имеет право и возможность изменить ход событий, сделав что-то иначе, чем было, и получить незабываемый психический и физический опыт в новой роли. Расширение внутренних рамок врачует душевные раны, способствует самораскрытию и дальнейшей самореализации как в широком смысле так и конкретной жизни.

Психодрама родилась как групповой метод и долгое время позиционировалась именно так, однако сейчас в современной психотерапии выделяют еще и индивидуальную работу в психодраме — это монодрама.

Исцеляющее воздействие игры и действия можно использовать не только в групповом формате, но и на индивидуальных встречах с терапевтом. С кем же играть, если нет группы? Роли здесь могут исполнять предметы в комнате, игрушки, да и просто листы бумаги, которые клиент расположил вокруг себя и наделил их ролями. Их выбор не случаен и несет в себе какие-то характеристики тех людей или чувств, на роль которых они выбраны. Это помогает прояснять, обозначать внутренние образы протагониста.

Посредством проигрывания с помощью выбранных на роль актеров (в индивидуальной работе — предметов) своей жизненной ситуации, скрытые, ранее не замеченные отношения становятся видимыми, появляется возможность посмотреть на ситуацию со стороны, что дает шанс переосмыслить жизнь и найти решение для имеющихся у клиента трудностей.

Психодрама отличается от театрального представления своими дополнительными техниками, благодаря которым протагонист получает более насыщенный опыт.

— Прежде всего, это техника под названием «обмен ролями». Она позволяет протагонисту побывать как в своей роли, так и в любых дополнительных ролях (например, членов своей семьи), высказаться из каждой роли и часто услышать неожиданный ответ;

— техника «дублирование», когда протагонист сам играет чью-то главную роль, прожив тем самым кусочек чей-то жизни и прочувствовав ее на себе. Или же, выбрав на свою роль другого человека, повзаимодействовать с собой из ролей других персонажей своей жизненной истории и понять что-то новое о своих отношениях с этими людьми;

— техника «внутренний монолог» поможет выразить свои мысли и чувства, которые никто и никогда не смог бы услышать;

— техника «зеркало» в психодраме дает возможность посмотреть на ситуацию со стороны, как будто вы — не участник своей жизни, а ее зритель.

Психодраму можно оценивать, как увлекательную глубинную игру, а можно — как терапевтический процесс. Все зависит от вашего настроя и цели участия в психодраме, но главное, что метод реально помогает и применим в 95%.

Развитие психодрамы в современном мире связано с учениками автора метода Морено. Сегодня психодрама широко распространена во многих странах Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии и Африки, существуют множество объединений психодраматистов, регулярно проводятся конференции, издаются книги и периодические издания по психодраме. В России психодрама также представлена учениками, в том числе Зерки Морено, и другими ведущими психодраматерапевтами зарубежной практики.

Благодаря психодраме на сегодняшний момент смогли изменить свою жизнь очень многие люди. Открытость и доступность метода помогает выразить себя даже тем людям, которые не имеют никакого отношения к театру и не умеют играть. Благодаря своей понятности, прозрачной технике и одновременно глубине психодрама помогает справляться с жизненными трудностями, увеличивая спонтанность, активность, интерес к жизни, контактность и понимание других людей. Возможно, именно поэтому психодрама обретает все больше последователей и поклонников.

Татьяна Жуковская в соавторстве с Ольгой Базановой.


Жуковская Татьяна

Уверена, чудеса не случаются с нами, это мы их творим своей любовью, заботой и трудом.