Психологическая Студия Полины Гавердовской | Евгения Ерохина / Психология родительской поддержки

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Психология родительской поддержки

29 Июня 2015 | Добавил:
Психология родительской поддержки

Я психолог и работаю с людьми. И эта работа разная, потому как и люди разные. Это могут быть мужчины или женщины, бизнесмены или домохозяйки, активные или спокойные, шумные или тихие. Но неизменным во всех этих людях остается то, что у каждого есть родители. В этом месте, конечно, могут возникнуть отклики вроде «А как же те, что выросли без родителей?». И это правда, кто-то рос без родителей, кто-то без одного родителя, кто-то знал, что взрослые, с которыми он живет – неродные. Но это все не отметает того, что факт родительства исключить нельзя. Родители, даже чисто биологически, быть должны, иначе ребенка бы просто не существовало.

Можно долго спорить о роли родителей в жизни ребенка, о том как стили родительского воспитания влияют на формирование характера. Но остается неизменным одно: они точно влияют. Причем это влияние не связано даже с возрастом. У меня на приеме могут быть как 5-летние дети, так и 50-летние дети своих родителей. И все чаще я задумываюсь о том, что же такое поддержка, именно родительская поддержка. Как она влияет на ребенка, что вкладывается в это понятие и какие существуют способы оказывать поддержку. В этой статье изучением именно этого феномена я и хочу заняться.

Что такое поддержка?


Для начала давайте определимся в терминологии: что же такое поддержка? Мне нравится определение - 1) предоставление того, что другому необходимо; 2) обеспечение комфорта, признания, одобрения, подбадривания др. человеку; 3) помощь человеку в рефлексии и осмыслении важных чувств и событий.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Словами, мимикой или жестами необходимо сообщать ребенку, что вы уверены в его талантах и внутренних силах. На самом деле ребенку необходима поддержка не только в момент неудачи или когда ему плохо, но даже когда все хорошо. Важно принимать своего ребенка безусловно, не потому что что он получил хорошую отметку, не потому что его хвалят учителя, не потому что он красивый, талантливый, послушный, а просто за то, что он есть. При этом важно учитывать следующее:

- наказывать за поступки ребенка, а не за его чувства;

- при выражении недовольства выделять конкретные действия, которые вы не поддерживаете, а не ругать ребенка в целом;

- не использовать слова «Как всегда…», «Как обычно…» и т.д.

Упражнение 1

Предлагаю Вам небольшое упражнение. Возьмите лист бумаги и постарайтесь быстро, не задумываясь написать в столбик первые пришедшие на ум 15 слов, которыми вы можете похвалить ребенка. После прочитайте их вслух. Как Вам слушать свой голос? Как отзываются Вам эти слова? Если бы Вы услышали их в свой адрес, что бы Вы почувствовали?

Похвала. Поддержка. Опека


Бывает так, что родители путают понятие поддержки с похвалой и опекой. Дело в том, что похвала - это такая обратная связь ребенку, которая выдается за какие-то успехи. Поддержка, в свою очередь, может оказываться в любой момент при даже незначительных улучшениях или прогрессе. Психологическая поддержка базируется на том, чтобы помогать ребенку ощущать свою важность, значимость и нужность. При этом опека – форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Я специально выделила жирным «недееспособных лиц», потому что именно когда ребенок маленький или болен, то это вынужденная мера, которая с возрастом в норме должна уменьшаться. Бывает довльно странно наблюдать за тем, как родители уже повзрослевших чад, в возрасте 20-30 лет, пытаются контролировать, надел ли ребенок шапку и кушал ли сегодня, аргументируя это тем, что так они поддерживают его. Такого рода «поддержка» уменьшает самостоятельность и лишает возможности развития, что в корне противоречит функции поддержки как таковой.

Способы поддержки со стороны родителей


Здоровое отношение к ошибкам:

- способность совершать анализ ситуаций, выделение причин, которые привели к ошибке;

- родительский пример: дети, как правило, считают родителей героями, которые уж точно никогда не ошибаются, поэтому когда они узнают что в жизни родителей тоже были сложные ситуации и как они с ними справлялись, то у детей появляется уверенность, что им по плечу справиться с их трудностями;

- не использовать термин «не повезло», не повезло – это пассивная позиция, важно активное участие в собственной жизни, при котором отрицательный результат не обесценивается, а рассматривается как результат с зоной роста;

Выработка у ребенка уверенности при помощи таких аспектов взаимодействия, как:

- поощрение любых улучшений, при этом акцент делается не на результате, а на самом процессе;

- поддержка и всяческое раскрытие сильных сторон ребенка;

- демонстрация того, что верите в способности и силу вашего ребенка;

- отсутствие игнорирования и обесценивания тех сложностей и проблем, которые возникают у ребенка; не нужно занижать и игнорировать их со словами «это все ерунда, пройдет», давайте всем чувствам и переживаниям право на существование;

Важно подчеркивать положительные стороны процесса, старайтесь акцентировать ваше внимание на том, что у ребенка получилось хорошо, за что его можно похвалить, и лишь спустя какое-то время (которое необходимо дать для присвоения позитивного отклика) сказать на то, что можно было бы сделать иначе или о том, что не понравилось.

Упражнение 2

Можно поддерживать ребенка по-разному, и порой мы не осознаем, что те слова, которые используются нами в качестве поддержки, напротив несут в себе разрушающий эффект.

Вашему вниманию представлена таблица, где в первом (верхнем) столбике приведены слова из разряда «Язык непринятия», которым необходимо найти замену из второго (нижнего) столбика - «Язык принятия». Попробуйте каждую строчку из первого списка заменить на какую-то строчку из второго.

Язык непринятия


Негативная оценка личности

Угрожающие позы

Оскорбления

Сравнение с другими детьми

Подчеркивание неудачи

Негативные интонации

Игнорирование

Указание на несоответствие ожиданиям родителей

Приказы

Жесткая мимика



Язык принятия


Улыбка, контакт глаз

Оценка поступка, а не личности

Позитивные телесные контакты

Доброжелательные интонации

Сравнение ребенка с самим собой

Согласие

Одобрение

Эмоциональное присоединение

Выражение заинтересованности

Комплименты, ласковые слова



***


Важно помнить, что любую негативную критику в адрес поведения ребенка полезнее выражать в форме «Я-высказываний»:

- «Мне жаль и грустно от того, что ты не поделился конфетой с братом» вместо «Ты очень жадный мальчик». Замечаете разницу? В первом случае акцент на Ваших чувствах в контексте поведения Вашего ребенка, во втором же больше навешивания ярлыка и оценивания самого ребенка, а не его поступка.

Заключение


Гармоничные взаимоотношения родителей и ребенка являются одним из важнейших факторов, которые влияют на социализацию и успешное формирование личности. На то, как будут складываться эти взаимоотношения, могут влиять различные факторы, среди которых огромную роль играет способность родителей понимать и слушать своего ребенка в те моменты, когда ему трудно, сложно или просто грустно, и не просто быть рядом, а поддерживать и вселять уверенность, в том, что чтобы не происходило в жизни ребенка, у него есть родители, которые его любят и гордятся им.

Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства. И не важно сколько лет вашему ребенку, именно родительская поддержка является важной и незаменимой в формировании у ребенка веры в успех и в то что он способен всего добиться сам.

Евгения Ерохина

Терапевтическая группа для подростков "Трудный возраст" >>




Ерохина Евгения

Различие между гештальтерапией и другими видами психотерапий заключается в том, что мы не анализируем. Мы интегрируем. При этом цель терапии - меньше пользоваться умом и больше чувствами. Тогда мы больше будем контактировать с собой и с миром, и перестанем тонуть в фантазиях, предубеждениях и опасениях. Ф.Перлз