Психологическая помощь онлайн
Написать нам
Заказать звонок

Самооценка

Теги самооценка

11 марта 2019

1729
Автор статьи

Самое сильное увеличительное стекло – 
это глаза человека, когда он смотрит сам на себя.

(Александр Поуп, английский поэт XVIII века)



Написать что-то новое о самооценке довольно сложно. Этот термин сам по себе очень понятный и простой: само-оценка - это оценка себя самого, своего места в мире, своих достижений и качеств. Про существование самооценки люди, как правило, узнают ещё в детстве, и слово становится практически обиходным. Самооценка бывает низкая (это чаще говорят про себя), или завышенная (а это – уже про других). Как сделать, чтобы своя самооценка была не слишком низкой, а чужая – не слишком высокой, и всё это вместе можно было бы назвать «адекватной самооценкой?» Попробуем разобраться.

В своём формировании самооценка любого человека проходит три этапа.


1. Период от рождения до 1,5-2 лет – закладка базовой самооценки.


В это время малыш ещё не воспринимает себя как отдельное существо, в его представлении он и мама – одно целое, а все остальное вторично: папа, семья, окружающий мир. Соответственно, оценивается взаимодействие этого «вторичного» с единым организмом «я+мама». На это взаимодействие ребенок реагирует эмоциями, а не мыслями, поскольку мышление у него только начинает развиваться. Эти эмоции и являются основой самооценки, и то, что заложено на первом этапе, в будущем будет меняться очень незначительно.
Важные факторы, влияющие на базовую самооценку: восприятие внешнего мира (добрый или нет, безопасный или нет) и фигура мамы (ее место в окружающем мире, ее значимость, ее отношение к малышу)


2. Период от 2 лет до подросткового возраста – укрепление базовой самооценки.


У ребёнка постепенно формируется образное мышление, а значит, он может воспринимать окружающий мир через образы и представления, даже когда предмета или человека нет в его поле зрения. Это не значит, что эмоции отходят на второй план – вовсе нет, они все так же важны. Одновременно, ребенок постепенно отделяет образ себя от образа родителей. Поскольку это отделение не полное в силу возраста, то частично самооценка включает в себя и жизнь родителей, например: «если мама с папой любят друг друга, значит, они любят и меня».
Важные факторы, влияющие на укрепление базовой самооценки: родители (их отношения между собой и с ребёнком, их жизненный путь, успешность, стабильность, поведение по отношению к ребенку)


3. Период от 12-13 лет и до юности – интеллектуальная коррекция самооценки.


Это связано с формированием абстрактного мышления и способности устанавливать причинно-следственные связи. Эмоции и чувства, возникшие на предыдущих двух этапах, коррекции поддаются очень незначительно, но могут быть изменены способы эмоциональной реакции на события и людей, скорректировано собственное поведение и т.д. Реальное «Я» сравнивается с идеальным «Я» - тем, каким хотелось бы быть.
Важные факторы, влияющие на коррекцию самооценки: сам человек, его окружение (семья, школа, компания друзей).
Что же делать, если в результате всего этого самооценка получилась низкой? Во-первых, нужно сначала проверить, так ли это. Предлагаю вам небольшой тест.


1. Как часто у вас бывают мысли, что вам не стоило говорить или делать что-то?


А. Часто - 0
Б. Иногда - 1
В. Редко - 2
Г. Никогда - 3


2. Как вам кажется, то хорошее, что есть в вашей жизни – результат скорее везения, или ваша личная заслуга, например, упорный труд?


А. Везение - 1
Б. Личная заслуга - 2
В. Заслуга других людей, а не моя - 0


3. На вас нарисовали карикатуру. Вы:


А. Посмеетесь и обрадуетесь - 2
Б. Обидитесь и расстроитесь - 0


4. Часто ли вы представляете себе разные ситуации, в которых вы ведете себя гораздо свободнее и смелее, чем в жизни?


А. Часто - 0
Б. Иногда - 1
В. Редко - 2
Г. Никогда - 3


5. Как вы относитесь к чужому успеху?


А. Радуюсь - 3
Б. Равнодушен - 2
В. Завидую и огорчаюсь, что сам этого не достиг - 1
Г. Думаю, что я – ничтожество - 0


6. Какие цвета из перечисленных вам легче представить, закрыв глаза?


А. Голубой, синий - 0
Б. Желтый, зеленый - 1
В. Красный, коричневый - 2

Если вы набрали от 0 до 6 баллов, то ваша самооценка, возможно, низкая. Такое положение дел может привести к следующим основным вариантам:

- низкая самооценка и низкий уровень притязаний (т.е. вы не верите, что можете чего-то добиться)
- низкая самооценка и высокий уровень притязаний (т.е. вы уверены, что у вас большой потенциал, но он не реализован)

Во втором случае есть риск попадания в тот же «провал», в который попадают люди с неадекватно завышенной самооценкой: когда окружающая действительность раз за разом показывает, что идеи о собственной грандиозности имеют под собой мало оснований, возникает психологическая защита: ограждение себя от этих неприятных переживаний путем игнорирования или обесценивания их, что позволяет переживать обиду, гнев, чувствовать себя несправедливо пострадавшим и тем самым «возвышаться» над другими.

Можно ли поднять самооценку, не обращаясь к специалисту-психологу? Это сложный вопрос, потому что некоторые переживания и негативный детский опыт не могут быть скорректированы без помощи извне. Но кое-какие шаги на этом пути можно сделать и самостоятельно.

1. Составьте собственное описание, словно вам нужно познакомить кого-то с самой собой. При знакомстве люди, конечно, не акцентируют внимание на отрицательных качествах, вот и вы не акцентируйте. Этот текст неплохо бы распечатать и носить с собой в кошельке, обращаясь к нему в моменты плохого настроения.

2. Ведите «Дневник побед», куда записывайте все положительные события, достижения, удовольствия и просто эмоции из вашей ежедневной жизни. На этот перечень можно будет опереться, если захочется привычно погрустить на тему «я – ничто».

3. Фокусируйтесь на своих реальных положительных чертах, несмотря на желание замечать только плохое. В психологии этот метод имеет особое название – positive narcissic investment (инвестиция позитива). Его действие – в создании фундамента для веры в себя, так как в каждом человеке, в каждой ситуации есть что-то хорошее, и нужно только это заметить.

Интересно, что люди с неадекватной самооценкой чаще всего оценивают себя так, как, по их мнению, оценивают их другие. Это верно и для завышенной, и для заниженной самооценки, но не совсем верно. В одном видеоклипе известный художник рисовал портреты людей, не видя их – сначала по описанию их друзей, а потом по их собственному самоописанию. Ни один портрет по описанию друзей не был плохим или некрасивым, и люди часто плакали, глядя на то, какими прекрасными их видят другие. Поэтому-то адекватная самооценка так важна – окружающих не обманешь, и они уже увидели все хорошее, что в вас есть. Настало время увидеть и вам.

Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также –  коллеги и единомышленники. 

За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.

Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.

© 2024 Gaverdovskaya Studio. Все права защищены © 2024 Gaverdovskaya Studio.