Написать что-то новое о самооценке довольно сложно. Этот термин сам по себе очень понятный и простой: само-оценка - это оценка себя самого, своего места в мире, своих достижений и качеств. Про существование самооценки люди, как правило, узнают ещё в детстве, и слово становится практически обиходным. Самооценка бывает низкая (это чаще говорят про себя), или завышенная (а это – уже про других). Как сделать, чтобы своя самооценка была не слишком низкой, а чужая – не слишком высокой, и всё это вместе можно было бы назвать «адекватной самооценкой?» Попробуем разобраться.
В своём формировании самооценка любого человека проходит три этапа.
В это время малыш ещё не воспринимает себя как отдельное существо, в его представлении он и мама – одно целое, а все остальное вторично: папа, семья, окружающий мир. Соответственно, оценивается взаимодействие этого «вторичного» с единым организмом «я+мама». На это взаимодействие ребенок реагирует эмоциями, а не мыслями, поскольку мышление у него только начинает развиваться. Эти эмоции и являются основой самооценки, и то, что заложено на первом этапе, в будущем будет меняться очень незначительно.
Важные факторы, влияющие на базовую самооценку: восприятие внешнего мира (добрый или нет, безопасный или нет) и фигура мамы (ее место в окружающем мире, ее значимость, ее отношение к малышу)
У ребёнка постепенно формируется образное мышление, а значит, он может воспринимать окружающий мир через образы и представления, даже когда предмета или человека нет в его поле зрения. Это не значит, что эмоции отходят на второй план – вовсе нет, они все так же важны. Одновременно, ребенок постепенно отделяет образ себя от образа родителей. Поскольку это отделение не полное в силу возраста, то частично самооценка включает в себя и жизнь родителей, например: «если мама с папой любят друг друга, значит, они любят и меня».
Важные факторы, влияющие на укрепление базовой самооценки: родители (их отношения между собой и с ребёнком, их жизненный путь, успешность, стабильность, поведение по отношению к ребенку)
Это связано с формированием абстрактного мышления и способности устанавливать причинно-следственные связи. Эмоции и чувства, возникшие на предыдущих двух этапах, коррекции поддаются очень незначительно, но могут быть изменены способы эмоциональной реакции на события и людей, скорректировано собственное поведение и т.д. Реальное «Я» сравнивается с идеальным «Я» - тем, каким хотелось бы быть.
Важные факторы, влияющие на коррекцию самооценки: сам человек, его окружение (семья, школа, компания друзей).
Что же делать, если в результате всего этого самооценка получилась низкой? Во-первых, нужно сначала проверить, так ли это. Предлагаю вам небольшой тест.
А. Часто - 0
Б. Иногда - 1
В. Редко - 2
Г. Никогда - 3
А. Везение - 1
Б. Личная заслуга - 2
В. Заслуга других людей, а не моя - 0
А. Посмеетесь и обрадуетесь - 2
Б. Обидитесь и расстроитесь - 0
А. Часто - 0
Б. Иногда - 1
В. Редко - 2
Г. Никогда - 3
А. Радуюсь - 3
Б. Равнодушен - 2
В. Завидую и огорчаюсь, что сам этого не достиг - 1
Г. Думаю, что я – ничтожество - 0
А. Голубой, синий - 0
Б. Желтый, зеленый - 1
В. Красный, коричневый - 2
Если вы набрали от 0 до 6 баллов, то ваша самооценка, возможно, низкая. Такое положение дел может привести к следующим основным вариантам:
- низкая самооценка и низкий уровень притязаний (т.е. вы не верите, что можете чего-то добиться)
- низкая самооценка и высокий уровень притязаний (т.е. вы уверены, что у вас большой потенциал, но он не реализован)
Во втором случае есть риск попадания в тот же «провал», в который попадают люди с неадекватно завышенной самооценкой: когда окружающая действительность раз за разом показывает, что идеи о собственной грандиозности имеют под собой мало оснований, возникает психологическая защита: ограждение себя от этих неприятных переживаний путем игнорирования или обесценивания их, что позволяет переживать обиду, гнев, чувствовать себя несправедливо пострадавшим и тем самым «возвышаться» над другими.
Можно ли поднять самооценку, не обращаясь к специалисту-психологу? Это сложный вопрос, потому что некоторые переживания и негативный детский опыт не могут быть скорректированы без помощи извне. Но кое-какие шаги на этом пути можно сделать и самостоятельно.
1. Составьте собственное описание, словно вам нужно познакомить кого-то с самой собой. При знакомстве люди, конечно, не акцентируют внимание на отрицательных качествах, вот и вы не акцентируйте. Этот текст неплохо бы распечатать и носить с собой в кошельке, обращаясь к нему в моменты плохого настроения.
2. Ведите «Дневник побед», куда записывайте все положительные события, достижения, удовольствия и просто эмоции из вашей ежедневной жизни. На этот перечень можно будет опереться, если захочется привычно погрустить на тему «я – ничто».
3. Фокусируйтесь на своих реальных положительных чертах, несмотря на желание замечать только плохое. В психологии этот метод имеет особое название – positive narcissic investment (инвестиция позитива). Его действие – в создании фундамента для веры в себя, так как в каждом человеке, в каждой ситуации есть что-то хорошее, и нужно только это заметить.
Интересно, что люди с неадекватной самооценкой чаще всего оценивают себя так, как, по их мнению, оценивают их другие. Это верно и для завышенной, и для заниженной самооценки, но не совсем верно. В одном видеоклипе известный художник рисовал портреты людей, не видя их – сначала по описанию их друзей, а потом по их собственному самоописанию. Ни один портрет по описанию друзей не был плохим или некрасивым, и люди часто плакали, глядя на то, какими прекрасными их видят другие. Поэтому-то адекватная самооценка так важна – окружающих не обманешь, и они уже увидели все хорошее, что в вас есть. Настало время увидеть и вам.
Самоценность – неоднозначное понятие. С одной стороны, как очевидно из морфологии: «само» и «ценность» - это переживание себя как некой ценности. С...
Десенсибилизация и переработка движением глаз, ДПДГ (EMDR – евр. аббр.) – высокоэффективный краткосрочный метод (и направление) психотерапии первично разработанный для...
Десенсибилизация и переработка движением глаз, ДПДГ (EMDR – евр. аббр.) – высокоэффективный краткосрочный метод (и направление) психотерапии первично разработанный для...
Случалось ли Вам забывать про свои дела, отдых, приятную компанию, чтобы не нарушить спокойствия пожилых родителей или обеспечить им комфорт и удобство? Часто ли Вы скрываете от...
Мысли о спонтанности рождают разные чувства: это и радость, и предвкушение, и возбуждение, и волнение, и тревога… Много всего. На ум как-то сразу приходят дети с их...
Интересно, что в силу психотерапевтической практики чаще всего я и мои коллеги сталкиваемся не столько с теми, кто грешит эгоизмом, сколько с крайней степенью НЕзаботы о себе. Это...
- Всем привет. Меня зовут Паша, и я симбиотик. - Привет, Паша. - Мне 43 года, и я живу с мамой. Наша семья… (с) Общество анонимных симбиотиков Конечно, Паша в...
Будьте доступны для ваших детей • Выбирайте такое время, когда дети наиболее расположены, чтобы поговорить, например, перед сном, перед ужином, в автомобиле, будьте с...
Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также – коллеги и единомышленники.
За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.
Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.