Психологическая Студия Полины Гавердовской | Статья об активных и энергичных детях

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Статья об активных и энергичных детях

23 Октября 2013 | Добавил:
Статья об активных и энергичных детях

СДВГ или не СДВГ?

Сегодня очень часто можно услышать от родителей, воспитателей и учителей, что у них гиперактивные дети, причем часто этот "диагноз" поставили не специалисты, а сами взрослые, те же родители, соседи, воспитатели и учителя. Так и прилипает к малышу это модное слово, почти кличка: "Да, Он гиперактивный ребенок». Между тем, этот ребенок совершенно не обязательно является гиперактивным. Вероятно, он просто склонен (в силу особенностей нервной системы и/или сложившегося характера) к некоторым поведенческим реакциям которыми взрослые не могут управлять, а значит, им трудно с ними смириться. Так и ходит ребенок с этой кличкой, и не может избавиться. А взрослые, пользуясь этим словом, закрепляют за ним статус «неправильного», вырабатывая к нему соответствующее отношение – свое и окружающих. Между тем, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) должен ставиться психиатром и/или неврологом на основе специфического обследования ребенка, а не другими, пусть даже и близкими и участливыми, лицами.

Что это?

Вкратце, гиперактивность характеризуется таким состоянием нервной системы, когда процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, а лобные доли, отвечающие за контроль над поведением, недостаточно зрелы. Таких детей часто обвиняют в том, что они не такие, как надо, что они сами виноваты в своем «плохом» поведении, и не хотят вести себя, как полагается. Трудности взаимодействия с таким ребенком часто заключаются в невозможности взрослых успевать за его темпом. С игровой или учебной активности такие дети могут резко переключаться на бурные негативные, часто -- истеричные эмоциональные всплески, заставляя взрослых терять самообладание и идти даже на физические наказания. Таким детям трудно возражать, их сложно контролировать, они неусидчивы и часто не могут выполнять одно и то же дело степенно и внимательно. Они отвлекаемы, часто капризны, с такими школьниками нужно намного дольше сидеть за домашними заданиями, так как их самостоятельность развивается намного дольше, чем у других детей.

Между тем, ребенок может действительно не понимать, что же произошло. Ведь буквально одну минуту назад все было хорошо, а потом мама разозлилась и надавала по " мягкому месту". "Тысячу раз говорила тебе, не бегай, а ты не слушаешься!" – кричит мама, а ребенок тем временем почти готов согласиться, что что-то не так, а сам искренне обижается. Ведь ничего плохого не хотел! Что же делать родителям трудных деток? Как быть, когда терпение кончается? Как воспитывать таких чад? И как помочь им вписаться в нормы нашего социума?

С чего начать?

Для начала, давайте разберемся, что же с Вашим ребенком. Правда ли он гиперактивный? Или – просто холерик? Или у малыша возрастной кризис? Или вы просто избрали неверный тип воспитания? В любом случае, "ключик" нужно будет подбирать к каждому ребенку отдельно, выясняя именно его трудности, особенности характера, предпочтения и потребности. Если вы не можете отделаться от мысли, что с Вашим ребенком "что-то не так", а окружающие давят на Вас подозрениями, будет здорово, если Вы обратитесь к специалистам и заручитесь профессиональной поддержкой.

К кому идти?

В первую очередь Вы можете обсудить данный вопрос с детским психологом. Побеседовав с Вами и ребенком, он поможет прояснить ситуацию. Психолог, в свою очередь, может порекомендовать вам проконсультироваться у невролога, который проведет свои тесты и в случае необходимости назначит ребенку адекватное аппаратное обследование (МРТ, ЭЭГ или другие специфические аппаратные методы обследования). На основании результатов может быть назначена медикаментозная поддержка. Невролог может также порекомендовать обратиться эндокринологу, так как частые эмоциональные всплески могут быть связаны с гормональными изменениями в организме ребенка. Также, невролог может направить вас к психиатру, детскому психологу или нейропсихологу, который, проведет с ребенком необходимые тесты и так же сможет подтвердить или опровергнуть необходимость постановки диагноза и лечение. А так же -- провести курс необходимой нейрокоррекции. В любом случае, диагноз будет ставить медицинский работник и никак иначе.

Если диагноз не поставлен, это значит, что в медицинском понимании никакой патологии у вашего ребенка нет. Тогда вы сможете продолжить работу с детским психологом, нейропсихологом и/ или психотерапевтом, исследуя психологические причины ваших трудностей во взаимодействии с малышом. Здесь важно отметить следующее. Нейрокоррекция помогает как в случае поставленного диагноза СДВГ, так и в случаях нежелательных поведенческих реакций другой природы. Однако, в целом эту проблему не решить, исправив только малыша. Ведь после визита к нейропсихологу, он придет домой и встретится с мамой, а в д/с или школе -- с воспитателями или учителями, которые привыкли к трудному ребенку, и в любом его поведении будут искать изъян возвращая его к привычным способам поведения. Поэтому комплексный подход в данном случае будет включать в себя изменение поведения взрослых и их готовность к иному восприятию малыша. А параллельно -- работа с самим ребенком. Следовательно, это уже работа с убеждениями и привычками взрослых, с такими специалистами как психотерапевт или семейный психолог, а так же -- школьный психолог, который, в свою очередь, будет работать с окружением ребенка - учителями, персоналом и другими детьми.

Важность комплексного решения

Важно отметить, что современные техники нейрокоррекции работают с детьми всех возрастов, начиная с 3, 4-х лет и -- до подросткового возраста, причем до 3-х лет диагноз СДВГ не ставится вовсе. Нейрокоррекция позволяет наладить те процессы взаимодействия ребенка с миром, которые обычными воспитательными мерами решить не удается. В завершении я хотела бы дать несколько рекомендаций родителям таких вот активных и энергичных детей: не важно, есть у вашего чада диагноз СДВГ или нет.

1. Расписание

День ребенка должен быть расписан. Когда он встает, кушает, делает уроки, играет, гуляет, смотрит ТВ или слушает музыку, ложится спать и т.д. Почему? Дело в том, что привычки и этапность играют очень важную роль для детей. При наличии расписания жизнь малыша становится предсказуемой, последовательной и безопасной. Не только ум, но и тело, включаясь в процесс, начинают поддерживать осознанное выполнение последовательных шагов. Из жизни уходит ненужный стресс и, благодаря этому, мышечный тонус приходит в более гармоничное состояние.

2. Совместные мероприятия с родителями и другими членами семьи

Совместным мероприятием может быть что угодно: от игр до элементарных прогулок и бесед, чтения книг или купания в бассейне. Главное, чтобы процесс захватывал обе стороны.
Почему? Совместное препровождение времени с родителями позволяет ребенку получить необходимый эмоциональный заряд, поддержку от старших, прочувствовать близость и свою принадлежность семье. Все члены семьи становятся более близкими и понятными друг другу.

3. Эмоциональное подкрепление и здоровая критика

Каждый день ребенок должен получать позитивное подкрепление или просто похвалу, то, за что он действительно может собой гордиться. Подводите наедине с ребенком итоги дня, вспоминайте, что произошло и к чему привело, делитесь чувствами и помогайте выражать свои чувства малышу. Чаще обнимайте своего ребенка. Почему? Такие несложные процедуры позволят Вашему ребенку повысить свою самооценку в семье, снять лишнее напряжение и усвоить семейные ценности и правила поведения в доброжелательной и понятной для него форме.

А что, если?...

Если Вашему ребенку, все же, поставили диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности, не отчаивайтесь. При соответствующей родительской и специализированной поддержке (медицинское и психологическое сопровождение, работа с психологом и нейропсихологом) дети успешно справляются с трудностями роста и вырастают такими же ценными и здоровыми членами общества, как мы с вами. А это значит, что все ваши труды и вложенные усилия окупятся и Вы будете гордиться своими детьми.

Татьяна Жуковская


Жуковская Татьяна

Уверена, чудеса не случаются с нами, это мы их творим своей любовью, заботой и трудом.