Влияние происхождения предков на современного человека: из 19го в 21ый век

Наш телефон

+7 (929) 555 38 55

Статьи

Влияние происхождения предков на современного человека: из 19го в 21ый век

18 Декабря 2018 | Добавил: | Автор:
Влияние происхождения предков на современного человека: из 19го в 21ый век

«Как и с любым наследством, каждый получает обширный диапазон вещей и чувств: хорошее, плохое, опасное, и еще нечто, с чем мы совершенно не знаем, что делать.
Мы можем решить сохранить часы, столовое серебро и некоторые хорошие воспоминания и освободиться от лишнего — бесполезных, использованных, непригодных вещей или всего того, что совершенно не соответствует нашей эпохе»


А.А. Шутценбергер «Психогенеалогия»


В психотерапевтической работе мы часто обнаруживаем наличие интроектов или правил жизни, по которым человек живет, не выбирая эти правила, а получая их в наследство от своей семьи. Некоторые правила передаются из поколения в поколение. Порой бывает удивительно обнаружить, что, сам того не осознавая и не подозревая, человек в 21 веке может руководствоваться в повседневной жизни и при принятии жизненно-важных решений жизненной мудростью, пришедшей даже не из прошлого века, а из 19го столетия. Поэтому мы решили посмотреть на традиции и ценности 19 века и попытаться понять, что именно и в каком виде может быть передано через поколения и влиять на нашу жизнь в 21 веке. Наша статья опирается на опыт исследования истории собственного рода авторов и опыт работы с историей рода клиентов. Мы не претендуем на статистическую достоверность, скорее предлагаем присоединиться к нам в осознании влияния происхождения наших предков на нашу жизнь.

Вступление


В начале 19 века в России существовало разделение на сословия, каждое из которых обладало своими особенностями, повлиявшими на потомков. Выделялись следующие сословия:
1. Дворянство – высшее привилегированное главенствующее сословие. Дворянство составляло 1,7 % от всего населения Российской империи.
2. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви. 1% населения.
3. Городское население состояло из: купцов, составлявших 0,6% от населения, и мещан, которые представляли 3,6 %.
4. Сельское население: крестьяне разных форм зависимости (85,5 %) и привилегированное казачество (6%).

Дворяне в 19 веке


Одно из самых хорошо описанных в литературе сословий – это дворянство. Кто же такие дворяне? Это высшее привилегированное сословие в Российской империи. Дворяне были освобождены от уплаты налогов, имели монополию на крестьян, предпринимательство и торговлю. Доступ в дворянство был ограничен.

Ценностью для дворян было образование. За ребенком с рождения следили няньки, гувернеры, учителя. Для дворян были открыты гимназии, университеты, пансионы, кадетские корпуса. Ориентировалось обучение на служение Отечеству. Мальчикам прививали умение приказывать и повиноваться, а девочкам – умение жертвовать собой в качестве жены и матери.

Нравственный идеал русского дворянина первой половины XIX столетия включал в себя: античный героизм, рыцарство Западной Европы, христианские религиозные ценности.

Одной из основных ценностей для дворян были честь и достоинство. Превозносили такие качества, как справедливость, верность, правдивость, благородство, достоинство. Дворянскую честь задевали сплетни, оскорбления, обман, неприличные намеки и ухаживания в любовной сфере, заигрывания и флирт с людьми, состоящими в браке. Обидчика вызывали на честный поединок или дуэль.

Существовало еще такое понятие, как семейная честь, которое включало общее представление о дворянском семействе в обществе. Неуважение к роду или семье было личным оскорблением. Женскую честь отстаивал мужчина (отец, брат, муж, жених). Несоблюдение дворянином общественных норм могло привести к тому, что семья его отвергала. Особенно это плачевно заканчивалось для женщин, которые не выживали без поддержки семьи. Многие решались лишить себя жизни. Отвержение – одна из самых навязчивых фобий у дворян.


Иллюстрация: Маковский В.Е. - "Литературное чтение"

Для девушки очень важно было неотступно соблюдать нравственные нормы: выполнять все религиозные ритуалы и заповеди, ценилось почтение к родителям и беспрекословное подчинение старшим, преданность монархии. Существовало множество правил приличного поведения. Недопустимым считалось выходить одной из дома без сопровождения, нельзя было говорить громко и громко смеяться, перечить родителям, общаться с незнакомцами и так далее. Для выбора невесты устраивались балы, к которым долго готовились.

Ценилась дружба, при этом родители контролировали выбор детей. В мужской дружбе существовал культ братства. Любовь - ценность для вступления в брак для мужчин, для женщин в браке было важно уважение к супругу и мнение родителей и опекунов. Любовь идеализированная, бескорыстная и жертвенная. Женская любовь - это жертвы ради семьи и забота о ней. Мужская любовь - чувство, страсть и романтика. Эмоциональная составляющая важна, но выражения чувств преимущественно сдержанное.

Потомки дворян в 21 веке


Давайте порассуждаем, что мы в 21 веке могли сохранить от своих дворянских предков. Привилегированное положение дворян в прошлом дает их потомкам глубокую уверенность в своем особом положении в обществе. Им, скорее всего, не нужно будет куда-то сильно стремиться или что-то доказать, эта потребность для них не актуальна. Особое положение скорее будет вызывать стремление соответствовать высокому уровню родственников в образовании, жизненных достижениях, определенных важных чертах в поведении (например, эмоциональной сдержанности), что может быть достаточно напряженным и ответственным делом. Кроме того, особое положение может накладывать ответственность за других людей. Такие люди будут стремиться по-отечески позаботиться об окружающих, помочь им финансово или с отстаиваем их прав. «Кто, если не я?», «забота о людях — мой долг» - такими посланиями от предков может быть передана эта мудрость. Трудность для наших современников в гиперответственности и тяге к спасательству.

Поскольку деньги дворянам тоже доставались по наследству и многим не приходилось их зарабатывать, потомки скорее всего будут иметь прохладное отношение к деньгам: они не являются ценностью, они есть как что-то само собой разумеющееся, с ними легко расстаться. Трудность может быть в том, что потомкам дворян будет сложно их зарабатывать и накапливать.

Честь, честность, репутация — важнейшие ценности дворян — находят отражение у их потомков. Им важно держать данное другому слово, поддерживать и защищать слабых. Сплетни, обман, флирт — это то, что будет вызывать негодование.

Потомки дворян скорее всего будут по-разному видеть мужскую и женскую роль. Мужчина может быть романтиком, стремиться к красивым жестам, красиво ухаживать и защищать избранницу. Женщина дворянского происхождения будет сдержанной в проявлении своих эмоций, будет держаться гордо и недоступно, ждать, когда ее добьется любимый.

Потомки будут образованы, начитаны, стремиться соответствовать идеалу. Будет важно мнение семьи.

Вопросы семейной чести отражаются в основном во внутрисемейном плане, т. к. общество в наши дни совершенно толерантно к изменам. Внутри семьи все может быть совершенно по-другому — тот, кто не соответствует кодексу чести, может быть отвержен, а это очень сильное наказание, т. к. семья для дворян — пожалуй, самая важная ценность.

Пожалуй, лучше всех сохранилась такая ценность, как эмоциональная сдержанность. Экспрессивность не про потомков дворян. Им свойственны холодность, отстраненность, мучительные переживания глубоко внутри за маской спокойствия и невозмутимости. Показать свои чувства другим категорически нельзя, просто по определению.

Купцы в 19 веке


Торгово-промышленное сословие составляли купцы. Вступление в сословие зависело от величины капитала. Самые состоятельные купцы не подвергались телесным наказаниям и воинской повинности. У купцов было меньше привилегий, чем у дворян. Если купец по каким-то причинам терял свой капитал, то переходил в мещанское сословие.

Делами распоряжался глава семьи. Главой семьи могла быть и женщина. Вдовы вели успешную купеческую деятельность. Чем больше капитал, тем успешнее можно было вести дела. По этой причине главы семей не спешили отпускать детей жить отдельным доходом.

Купцы ценили консерватизм в домашних и политических делах. Поощрялись такие качества, как инициативность и предприимчивость, практический и цепкий ум, знание экономических условий. Ярко выражено стремление сохранить и приумножить семейный капитал. Религиозные принципы сочетались с мелочностью и нравственной нечистоплотностью (мелкий обман под видом подарков и так далее).


Иллюстрация: Борис Кустодиев - "Купец, считающий деньги"

Невесту чаще всего выбирали из представительниц того же сословия, но при этом купцы ориентировались на приобретение выгодных прав и на повышение статуса. В семье ценилась строгая патриархальность и соблюдение старшинства. Основа воспитания - принципы религии и веры. Вся семья должна была присутствовать на всех обрядах в праздники и в воскресные дни. Досуг тоже было важно проводить всей семьей, такой как, например, хождение в гости.

Образование для купцов в начале 19 века не являлось ценностью, хотя многие тянулись к дворянам. Например, могли выбираться в театр всей семьей, хотя мало что понимали из представления. Женщины перенимали, нередко в искаженном виде, дворянские обычаи, культуру, внешний вид, обиход домашней жизни.

При этом купечество сохраняло обычаи, верования, психологию, близкую мещанству и крестьянству. Для некоторых представителей купечества (особенно мелкого или быстро разбогатевшего) были характерны склонности к запоям, строгому, иногда жестокому обращению с женами, детьми, служащими. В то же время многим из них были свойственны порывы великодушия, строгая самодисциплина в делах накопления, широкий размах благотворительности, пристрастие к чтению. Некоторые представители сословия ценили искусство.

Потомки купцов в 21 веке


Мы думаем, что такие черты купеческого сословия как предприимчивость, деловая хватка, стремление сохранить и приумножить капитал передались и нашим современникам. Пожалуй, тем, кто готов ради выгоды вести себя нечестно и аморально, стоит поискать купцов среди своих предков. Интересы выгоды и сохранения капитала у них на первом месте, они важнее образования, свободы, отношений, справедливости и других ценностей, пришедших из прошлого.

Другой чертой потомков купцов будет стремление к статусности, желание произвести лучшее впечатление, что может выражаться в светском образе жизни, следовании моде, участии в благотворительности и церковных ритуалах.

В семейной жизни потомки купцов будут тяготеть к традиционному укладу, и власть в семье будет у того, кто распоряжается капиталом.

Возможно, не только достоинства, но и пороки купцов передаются по наследству — такие как несдержанность, склонность к разгульному поведению в еде и употреблении алкоголя.

Мещане в 19 веке


В сословие мещан входили ремесленники, мастеровые, домовладельцы и мелкие торговцы. Сословие было наследственным. Мещане платили все сборы, были основой для военной армии. Представители сословия не владели землей и не имели права владеть крепостными. Получить образование для мещанина было возможно, но непросто.

Мещанами становились обедневшие купцы и вольноотпущенные крестьяне. Браки могли совершаться и с дворянами, и с крестьянами. Это был один из способов изменить сословие. В выборе партнера для брака мещане ориентировались на социально-статусное и имущественное равенство. В невесте ценились качества, позволяющие мужу реализоваться в роли патриархального главы семьи. Выбор жены проходил с участием посредников. В этом и многом другом проявлялось повышенное внимание к мнению социума. Среди мужчин предпочитали поздние браки в 27-30 лет. У женщин возраст бракосочетания приближается к минимальному разрешенному законом, а именно 16-19 лет.

Ценилось стремление обладать вещами, серьезное к ним отношение и гордость обладания. Вещь — большая ценность. Мечта москвича — собственный дом. В сословии стремились вести умеренную спокойную оседлую жизнь. Количество денег обусловливало статус и возможность попасть в более высшее сословие.


Иллюстрация: Мещанский быт

Некоторые источники говорят о трудолюбии и добронравии мещан, в следствии чего они приобрели состояние. В сословии ценилось умение вести торговлю, вести операции с капиталом, умение выступать посредником и вести комиссионерскую деятельность. Это сближает мещан с купечеством.

Гораздо позже понятие приобрело негативную окраску. Мещанином стали называть человека с узкими, частнособственническими интересами, с ограниченным духовным кругозором. Советский взгляд на мещанство: зажиточность без культуры, раздутое “Я”, нежелание считаться с другими, материальные блага — цель существования.

Потомки мещан в 21 веке


Главная потребность мещан — социальное одобрение — скорее всего тоже находит отражение у потомков. Им важно произвести впечатление на окружающих и показать себя с лучшей стороны, показаться успешнее, чем они есть на самом деле. Важнее вид и форма, чем суть. Они любят бренды, хотя могут использовать и подделки.

Вещи — вот главная ценность, ведь с их помощью можно произвести впечатление. При этом потомки мещан не хотят слишком сильно выделяться, т. к. им важно быть как все, но никак не хуже других, они не тренд-сеттеры, а последователи. Они, наверное, будут стремиться выполнить советскую программу по приобретению собственности — квартира, дача, машина, гараж и т.д. Будут жертвовать многим в жизни, чтобы все это иметь. Вещи в доме будут на грани дорогого и доступного без цели использования, а чтобы было.

Скорее всего для потомков мещан будет значимым мнение окружающих при выборе партнера — они будут опираться на правила и приличия в обществе. Отношения и собственный комфорт будут на 2м месте. Брак может быть удачной сделкой, но не в денежном плане, а в социальном.

Ценность труда и морали тоже передается нашим современникам от предков-мещан, они вряд ли будут переступать мораль, чтобы разбогатеть как купцы, скорее честно трудиться и вкладывать заработанное в материальные блага.

Советская эпоха в некотором смысле всех нас сделала мещанами — депривация частной собственности актуализировала потребность иметь что-то свое, а государственная идеология, осуждая накопительство и ценность обладания, способствовала закреплению именно этой полярности в умах людей. Поэтому вещизм расцвел и закрепился.

Крестьяне в 19 веке


В начале 19 века крестьяне были низшим подданным сословием и составляли большую часть населения Российской Империи. Крестьяне разделялись на крепостных (помещичьи, удельные, экономические, приписанные к фабрикам и заводам) и на государственных или вольных (живших на землях государства). У государственных была возможность перейти в более высшее сословие, если удавалось накопить достаточный капитал.

Все крестьяне обязаны были платить подушную подать, выполнять общественные работы, предоставлять в распоряжение государства часть своего имущества, призывались на военную службу, подлежали телесному наказанию и закреплялись за определенным местом жительства. Положение большинства крестьян было тяжелым. Помещики обращались с ними жестоко. В истории известно много случаев, когда крестьянин убивал своего хозяина. Вольные подчинялись общине.

У крестьян сформировалась своя, отличная от дворянской, культура: свои сказки, былины, «лубочная» литература и так далее. В мировоззрении присутствовала смесь христианских верований и языческого мироощущения. Хранились древние традиции.

Ценилась земля, которая по мнению крестьянина принадлежит всем. У человека должно быть столько земли, сколько он может обработать своими руками. В представлениях крестьянина, он тот, кто занимается действительно важным делом (обрабатывает землю) и кормит другие сословия, поэтому ему все должны. Сильна была идея справедливости и равенства.

Существовала ценность семьи и большого количества детей. 5-6 детей в семье было выгодно иметь. Семьи состояли из нескольких поколений. В основе взаимоотношений - уважение к старшим: к родителям, дедам, к старикам общины. В детях воспитывалось послушание и почтительность.


Иллюстрация: Голынский Василий Андреевич - "На крестьянском дворе"

Из умений ценились хозяйственные способности. Важно было уважение соседей и односельчан. У крестьян нет понятия и ценности частной и личной собственности. Подавлялись предприимчивость, инициатива, проявление талантов. Зато помещик или община страховали крестьянина от пожара, неурожая, потери кормильца и других бед. Обогащение считалось грехом. Труд ценился умеренный, религиозные праздники уравновешивали время, потраченное на работу.

Течение жизни определялось судьбой, из чего вытекало легкое отношение к будущему и принятие своего тяжелого положения. От крестьянина и его воли в его представлениях мало что зависело.

Потомки крестьян в 21 веке


Выявить послания предков-крестьян довольно легко, т. к. большинство из нас имеет таких предков. От них мы унаследовали 2 основные черты — зависимость и справедливость. Именно они создают нам внутри много ненужных проблем.

Стремление к зависимости, а также некоторый инфантилизм, предполагает с одной стороны бесправие и рабскую психологию, включая покорность, безволие, терпимость, фатализм, с другой потребность положиться на кого-то большого и сильного. От предков-крестьян мы унаследовали способность вручать свою жизнь кому-то и жить с ощущением, что нам все должны, не быть хозяевами своей жизни. Неумение прислушиваться к себе, осознавать свои желания требует того, чтобы те, на кого мы полагаемся (например, чиновники от государства или начальник на работе), догадались и дали нам то, что мы хотим.

Стремление к справедливости и желание равенства в распределении благ находят отражение в душе современного человека. Это выражается не только в профессиональной и общественной жизни, но и в семье. Часто родители стремятся уравнять материальное положение детей, помогая тем, у кого меньше, несмотря на то, что тот, у кого ситуация лучше, больше прилагает к этому усилий.

Привилегированное казачество в 19 веке


Это особое воинственное сословие в Российской империи. Казаки изначально селились на окраине Руси и не желали подчиняться русским князьям. Им приходилось часто отражать набеги степных кочевников. В общины принимался любой, кто готов был разделять взгляды и образ жизни казаков, независимо от сословия и национальности. Казаки нападали на соседей, грабили купцов, поддерживали крестьянские восстания. Занимались, земледелием, скотоводством, рыболовством. Казаки имели право заниматься торговлей. Платили сословные сборы. Доступа к образованию у сословия не было.


Иллюстрация: Пимоненко Микола Корнилович - "В поход"

К 19 веку сословие под влиянием власти стало замкнутым привилегированным сословием, закрытым для иногородцев. Чаще всего все важные вопросы в войске решались с общего согласия, несмотря на усилия властей контролировать этот процесс. Полк отличался строжайшей дисциплиной, но при этом более благоприятными условиями службы, чем у других сословий.

У казаков почитались такие качества, как смелость и отвага. Свобода для казака ценнее жизни. Взаимоотношения в сословии были похожи на братство. Ценились собственные ресурсы для воинской обязанности: казак поступал на службу со своим конем, своим снаряжением и оружием.

В женщине уважали трудолюбие, смелость, выносливость, умение выполнять любую работу. Так повелось, что женщины казаков не жаловались, тянули на себе все хозяйство, пока муж воевал, следили за чистотой, рукодельничали, и славились своим умением веселиться. Образ и условия жизни способствовали тому, что женщина умела пользоваться оружием и защищать дом. До 13 лет девочки и мальчики играли в одни игры, учились скакать верхом на лошади.

Жениться на крепостных казаки не желали, так как боялись привнести в род рабство. Стыдно было жениться не на казачке. Отношения между супругами уважительные и равноправные. О вдове заботилась община.

Потомки казаков в 21 веке


Главные черты, которые унаследовали потомки казаков — свободолюбие и неспособность подчиняться.

Скорее всего их потомкам сложно тяжело и много работать по-крестьянски, они не умеют зарабатывать по-купечески, т.о. их трудность в том, что они не могут сами заработать и не хотят работать на другого. Для них лучше не работать, чем работать на кого-то. Деньги представляют собой средство быть свободным. Для них будет характерно очень функциональное отношение к вещам — ценны те вещи, которые можно взять с собой.

Что делать с этим наследством?


Читая описание сословий и наши предположения, какая жизненная мудрость передалась по наследству из их традиций, удалось ли вам обнаружить что-то свое? Предлагаем поразмыслить, как влияет ваше происхождение на вашу жизнь, ваши выборы, ваше поведение.

Если вы нашли что-то близкое, какую-то черту или ценность, которая передалась вам от предков, что дальше можно с ней делать? Необходимо провести ревизию этого послания или всех таких посланий от предков - оценить, чем они полезны в вашей жизни, а чем мешают, что из этого подходит, а от чего можно отказаться. Вот примерный алгоритм для работы с таким наследством:

1. Продумайте саму фразу — как звучит то послание, которое вы получили от вашего далекого предка. Как правило, оно содержит в себе слова: надо, нужно, должен, нельзя. Далее ответьте на вопросы.

2. Правда ли это или в каких случаях утверждение может быть правдой? Ложится ли это на ваш опыт? Есть ли доля истины в этом интроекте (послании) и какая, или он изначально ложен? А может это утверждение уже не актуально и не работает в наше время?

3. Что хотите оставить для себя, а от чего можно отказаться?

4. Ту часть, которая ложится на ваш опыт, делаем своим убеждением. Подумайте о том, чем это так важно и ценно для вас, вспомните примеры из своей жизни, когда это вам помогло.

5. Ту часть, что доставляет неудобства, “выплевываем”, отказываемся от него. Мысленно представляем разговор с предком, от которого досталось это послание, благодарим за мудрость и за ту часть послания, что пригодилась, и пробуем вернуть ему ненужную часть, опираясь на то, что он не знает, каково это, жить в 21 веке.

Если вас заинтересовала тема влияния происхождения на нашу жизнь в 21 веке, предлагаем поучаствовать в нашем тренинге "Наследство предков" >>, который в этом году пройдет 20 января 2019 года. Он будет посвящен обнаружению таких посланий и работе с ними.



Список источников, использованных при подготовке статьи:


1. Нестеров А. И. Этимология термина «мещанство». - Санкт- Петербургский государственный университет сервиса и экономики. - 2013.
2. Платонова А. А. Московское мещанство в первой половине XIX в.: брачный круг и брачный выбор. - Москва. - 2013.
3. Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. - 2006.
4. Маслова И. В. Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX - начале XX вв. : на материалах уездных городов Вятской губернии. - Казань. - 2011.
5. Кольчугина-Пензенская С. В. Социокультурная характеристика провинциальной купеческой семьи второй половины XIX–начала ХХ ВВ. - Пенза. - 2011.
6. Киселев А. Ф. История России. 19 век. - 2013.
7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). - СПБ. - 1994.
8. Шокарева Алина . Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века. - 2017.
9. Фидченко О. В.. Дворянство и духовенство самодержавной России XIX – начала ХХ В.: аспекты взаимодействия. - 2014.
10. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013.
11. Кого брали в жены вольные казаки, от которых пошёл сильный и самобытный народ. - https://kulturologia.ru/blogs/050518/38821/"


Ободовская Юлия

В какой бы сложной ситуации Вы ни оказались, природа уже дала Вам способ с этим справиться, и никакой другой не сработает лучше него.