Психологическая помощь онлайн
Написать нам
Заказать звонок

Наша психика и спортивные успехи

Теги спорт

6 декабря 2013

1580
Автор статьи

работа спортивного психолога сквозь линзы гештальт-терапии

Главная проблема наших спортсменов – психология. Отсюда и стрессовые травмы, и надрыв нервной системы, и депрессии. В России исторически не принято работать с психологами. Мол, это все западный менталитет. Многие наши атлеты считают это унизительным. Как будто они признают, что «с головой проблемы». Дурацкие комплексы! Помимо прочего, хорошие специалисты стоят дорого. И сколько бы профессионалы ни зарабатывали, тратить им приходится колоссальные суммы – на бесконечные переезды вместе с тренерами, массажистами, спарринг-партнерами и др. Платить еще и за психолога -- уже просто невмоготу. А это часто сказывается на результатах. Несмотря на то, что результаты спортсмена – главный источник дохода. Такой вот замкнутый круг». 

Ш.Тарпищев (заслуженный тренер РСФСР)


Я полностью согласна с выдающимся теннисистом. Часть моей практики сейчас -- работа с хоккеистами в спортивной школе олимпийского резерва «Спартак». Я постоянно сталкиваюсь с такими вещами в жизни спортсменов, как переутомление, агрессия, лень, высокая тревожность и со многими другими психологическими сложностями юных спортсменов. Всякий, кто занимался спортом достаточно серьёзно, знает, что психика играет в спорте ведущую роль. Она является одним из факторов, влияющим на динамику спортивных достижений в спорте. 

Давно доказано, что успешное выступление на соревнованиях, да и вообще, динамика раскрытия таланта спортсмена – крайне сильно зависят от его ментальной силы и психологической устойчивости. То есть, даже очень хорошо подготовленный спортсмен в ситуации психологического срыва, случившегося по тем или иным причинам, не сможет показать своих способностей на 100 процентов. Вот почему за рубежом во многих командах все чаще можно увидеть среди руководящего персонала штатных психологов. «Последние сто лет мы тренировали в основном тело», - говорят они. – «Но в современном спорте физической силы уже недостаточно. Пришло время заняться головой». 


Что происходит у нас?


Любой тренер работает на результат: голы, очки, метры, секунды. И в погоне за этим самым результатом психологические проблемы спортсмена отходят на второй, а может быть, и на десятый план. А возникают они постоянно, особенно, если речь идет о спорте высших достижений. Это экстремальный вид деятельности, где неизбежны постоянные стрессы. И помощь психолога в такой ситуации оказывается очень кстати.


Как психика может влиять на спортивные достижения?


Приведу пример из практики. На прием пришла мама с ребенком, который занимается хоккеем. Запрос был про снижение пред-матчевой тревожности. Ребенок, мол, талантливый, подает надежды. На тренировках -- один из самых лучших, но как только начинается матч с другой командой, мальчик начинает сильно волноваться, тревожится и играет намного хуже, чем может. Во время беседы с ребенком выяснилось, что непосредственно перед выходом на лед он прогнозирует то, что его соперники изначально сильнее его, и он не справится с ними. На вопрос, что будет самого страшного, если он не справится, проиграет, ребенок ответил: «Я подведу всю команду и школу в целом». 


Что может сделать психолог?


В работе с этим мальчиком я постоянно возвращала его в настоящее, в тот момент, когда он только начинает фантазировать про будущее. Проясняла, откуда он знает, что он слабее. Спрашивала, с чего он это взял и правда ли это. Мы работали не только на снижении ситуативной тревожности, но и на снижение общего уровня ответственности. 
Психолог в данной ситуации должен помогать клиенту не спеша переживать телесные симптомы, осознавание которых может помочь больше оставаться в «здесь и сейчас». По большей части, это будет работа с проекциями клиента, которые он не осознает, а, следовательно, и не проверяет их. Проекция, это неосознаваемая фантазия, принимаемая человеком за реальность. В данном случае (с мальчиком) – фантазия пугающая или катастрофическая. Чем больше клиент будет оставаться в контакте с собой, тем меньше будет его тревожность. Ведь фантазировать и удерживать реальность одновременно – невозможно.


Другие психологические помехи в работе спортсмена


Раз уж я затронула тему «проекции», расскажу и об остальных возможных трудностях в работе спортсмена с точки зрения гештальт-подхода. Теория гештальт-терапии выделяет четыре основных психических феномена, препятствующих эффективной адаптации человека в мире: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. 

Приведу пример из практики. Я много работаю с вратарями. Они считаются отдельной кастой в хоккее и требуют особого внимания. Узнав их лучше, я выяснила, что почти каждый в глубине души имеет идею: «хороший вратарь не пропускает (голы, шайбы)». Если идея очень сильна, и с этим убеждением спортсмен выходит на лед, результат - огромное количество пропущенных шайб. Происходит это из-за зашкаливающей у спортсмена тревоги, связанной с тем, что нарушить имеющееся в голове жесткое правило представляется очень опасным. 

Что делать в этой ситуации? Я работаю с такими ригидными идеями, как с интроектами. Интроект – это жесткое правило, в котором мы уверены, и не подвергаем его сомнению. Мы обсуждаем со спортсменами историю возникновения таких идей, а главное – их страх, связанный с возможными последствиями пропущенных шайб. Как правило, страх, связанный с интроектом, уходит в бессознательное гораздо глубже, чем кажется. Сознательно обсуждая его, можно выяснить, что реальный ущерб не так велик, а его последствия вовсе не являются для спортсмена (и команды) катастрофой. Обычно я работаю со спортсменами на ассимиляцию интроекта (его обсуждение и переработку), на разрушение и реорганизацию данной идеи. Например, мы обсуждаем то, насколько действительно губительно пропустить шайбу, и что на самом деле случится, если это произойдет.

Интересно то, что со слиянием, я не встречалась в запросах детей, но 90% работы с родителями – это как раз работа со слиянием. Слияние проявляется в том, что границ индивида и среды нет. Пока ребенок маленький, слияние с матерью – норма. Но когда ребенок вырастает, то границы должны обрисовываться. И если такого не происходит, я могу наблюдать на приеме следующее: родитель водит ребенка на хоккей, аргументируя это так: «Мы любим хоккей, а он (ребенок) что-то не показывает результатов, как будто не выкладывается на все сто, мотивация плохая. Сделайте с этим что-нибудь!» Моя основная работа в такой ситуации – построение границ, работа на дифференциацию потребностей родителя и ребенка. Иногда итогом будет признание того что это я, родитель, люблю хоккей, а мой ребенок, возможно, его и не любит вовсе.
Термин «ретрофлексия» обозначает опыт, который начинается, как контакт с окружающей средой, но возвращается к самому организму, то есть, субъект делает себе то, что предназначено или было бы предназначено окружающей среде. В работе детского спортивного психолога это выглядит, как следующие реалии: ребенок, вместо того, чтобы нападать, будет стоять на месте и ждать, когда в него врежутся, откинут на борт, грубо сыграют ему в корпус. 
Чаще всего, запрос на работу будет звучать такой: «Совсем не защищается, не атакует, ведет себя, как «мямля», не может за себя постоять». Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении истинных объектов, вместо этого он обращает их против своего организма, как если бы его собственный организм являлся окружающей средой: волнуется, переживает, болеет. Терапевтическая работа с ретрофлексией может быть направлена на перераспределение энергии, разворачивание ретрофлексивного действия вовне, проявление в отношении окружающей среды. Практически говоря, спортивный психолог помогает юному спортсмену осознавать эти остановки и действовать смелее и быстрее.


Заключение


Я часто слышу от тренеров: «Это все психология! Психологически были не готовы к игре! Психологически сломались еще до игры!» и тому подобное. Психолог в данном случае помогает раскрывать потенциальный резерв спортсмена, направить спортивную деятельность на успех, а не на тревожное фантазирование. Приемы доступны всем: детям и взрослым, новичкам и профессионалам, поскольку их основа - природные психофизиологические способности людей. Психолог лишь обучает спортсменов пользоваться ими.

Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также –  коллеги и единомышленники. 

За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.

Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.

© 2024 Gaverdovskaya Studio. Все права защищены © 2024 Gaverdovskaya Studio.