Психологическая помощь онлайн
Написать нам
Заказать звонок

Психосоматика, болезнь и гештальт

Теги психосоматика

17 июля 2022

8816
Автор статьи

Суть психосоматического симптома


В этой статье я бы хотел сравнительно простым языком ответить на вопрос, что такое психосоматический симптом с точки зрения гештальт-терапии, а так же объяснить – чем может быть полезен гештальт-терапевт для клиента, обратившегося по поводу психосоматики.

Для начала, важно оговориться, что психосоматическую природу может иметь любой телесный феномен: от покалывания в пятке и мигреней до выпадения волос и онкологических заболеваний. 

Соответственно, клиента к психологу приводит некое телесное страдание, принимающее различные формы: от болей, спазмов, напряжений, зуда и зажимов до смертельных заболеваний.

Для того чтобы объяснить – что из себя представляет психосоматический симптом в гештальт-терапии, необходимо для начала описать механизмы его формирования.

Считается, что симптом формируется за счёт образования в теле хронического напряжения низкой интенсивности, обусловленного «сдерживающими» процессами. Таким образом, жизнь клиента, научившегося приспосабливаться к среде путём сдерживания и подавления собственных телесных импульсов, эмоций и действий – неизбежно сопровождает телесное страдание. 

Забегая чуть вперед, скажу, что интенсивное страдание, называемое симптомом, зачастую является не только следствием процессов «сдерживающих», но и своего рода формой контакта человека с окружающим миром, а также, по утверждению некоторых авторов, «суррогатом» удовлетворения потребности и метафорической подсказкой для психолога в работе. Но обо всём по порядку.

Представьте себе простую ситуацию: на работе Вас отчитывает и ругает начальник: задета Ваша гордость, Вы сжимаете кулаки, лицо Ваше багровеет, на лбу выступает пот, Вы готовы напасть, броситься с кулаками, т.к. хотите защититься - ответить агрессией на агрессию (одна потребность), или же напротив – Вам страшно, Вы хотите убежать подальше от этого агрессивного индивида, чтобы никогда его больше не видеть. Но Вы не делаете ни того, ни другого: Вы останавливаете себя от действия, оставляя накопившуюся энергию в себе, чтобы, например, «не вылететь» с работы и не остаться без средств к существованию (другая потребность). Останавливающий импульс, при этом, будет направлен против собственных агрессивных побуждений. Вы останавливаете себя вместо того, чтобы остановить оппонента, делая объектом действия не другого человека, а собственный организм.

А теперь, если Вы автомобилист (а я, кстати, нет) – представьте себе, что будет, если «погазовать» как следует на ручнике, особенно если делать это с некоторой регулярностью. Наверно вскоре придётся менять колодки, а то и машину. Так вот, если эти два примера совместить, то позлиться – это погазовать, а остановить себя – это включить ручник. В результате то, что потом начинает напрягаться и болеть в теле – это условные «колодки».

Итак, психосоматический симптом, по сути, является логическим продолжением «сдерживающего» процесса. Упрощенная схема такова: человек прерывает удовлетворение какой-либо потребности, останавливая себя, и, если остановка по тем или иным причинам повторяется снова и снова, то процесс становится хроническим. Как говорилось выше, остановка может касаться не только действий, но и эмоций. И, что характерно, удерживаться могут как «отрицательные» эмоции, так и вполне «положительные»: радость, нежность и т.д. Иными словами, импульсы, направленные на удовлетворение потребности проявляются в виде напряжения в определённых группах мышц, и когда человек удерживает себя от какого-либо действия, то для остановки первичных импульсов задействуются другие группы мышц, по своей направленности противоположные первым – мышцы антагонисты. Хроническая остановка приводит к хроническому напряжению, а дальнейшее существование хронического напряжения в определённой части тела нарушает обменные процессы и создаёт телесную готовность для образования симптоматики. Через какое-то время функциональный характер психосоматического симптома теряется, и появляются органические изменения. Конечно, все описанные процессы возникают неосознанно.

Есть и другая сторона психосоматического симптома, не такая явная. Поначалу сдерживающие процессы, обусловленные взаимодействием человека со средой, создают и «подпитывают» симптом, но через какое-то время возникает иной процесс – симптом становится в некотором смысле автономным, встраивается в жизнь человека и его систему взаимодействия с миром. 

Другой пример: представьте себя миловидной женщиной, сдерживающей злость на мужа, который хочет вместе с ней в выходные поехать к друзьям (а она нет). Это далеко не первый раз, когда Вы соглашаетесь уступить, решая не провоцировать конфликт, это Ваш привычный способ поведения. Вы сдерживаете негативные эмоции, и вот уже не в первый раз накануне поездки у вас начинается мигрень. Вы по разным причинам избегаете взаимодействия с мужем, при этом взаимодействуя с симптомом, например, принимая таблетки от головной боли. Это первый вариант, когда Вы «справляетесь» с симптомом сами, не встраивая его в свои взаимоотношения с мужем. Второй вариант возникает тогда, когда Вы, ссылаясь на головную боль и недомогание, уговариваете мужа остаться дома. Симптом «встраивается» во взаимоотношения с мужем, а Вы косвенно получаете то, чего изначально хотели. Этот пример ясно показывает, как симптом из остановленной потребности превращается в своеобразную форму контакта. Схематично: первоначально муж является тем, на кого направлены «отрицательные» эмоции. Эмоции под влиянием некой установки удерживаются и приводят к формированию симптома. Далее возникает отношение и «отрицательные» эмоции к симптому, Вы привлекаете мужа помочь Вам «справиться» с симптомом и обходным путём получаете от мужа то, для чего первоначально Вам бы потребовалось мобилизовать свои ресурсы и проявить некоторую агрессию. Таким образом, симптом является своего рода «помощником» в этой запутанной системе, но реального контакта между двумя людьми не происходит, так как возникающие эмоции не привнесены в отношения.

Симптом, в некотором смысле, является творческим приспособлением, направленным на косвенное удовлетворение «сдержанных» потребностей и способом взаимодействия с миром. Иными словами, симптом - это пример поговорки: «И рыбку съесть и косточкой не подавиться», некоторые авторы называют эту его особенность «вторичной выгодой». Резюмируем: симптом является сборным образованием - выражением конфликта потребностей и творческим приспособлением организма к среде. 
 

Психосоматика и гештальт


При работе с клиентом, обращающимся за помощью в связи с жалобами на наличие симптома, гештальт-терапевт придерживается как минимум двух положений:

- гештальт-терапевт не может брать на себя ответственность за то, что является областью медицины
- гештальт-терапевт имеет дело не с организмом, а с контактом между организмом и средой

Из первого положения вытекает простой вывод: если Вы приходите к психологу и жалуетесь на боли/ломоту/зуд и т.д., а на вопрос о предварительном посещении врача уверенно отвечаете «нет/а что надо было/а вы разве не доктор?» и пр., то ответом Вам будет вежливое предложение сначала посетить поликлинику, к которой Вы прикреплены. Если же подобного предложения не последовало – возможно, сидящий напротив «целитель» нуждается в Вашей подсказке. Мало ли, может забыл.

Если же Вы уже обошли всех возможных врачей, а те предложили Вам обратиться к психологу, то в дело вступает второе положение. Но это уже забота специалиста, к которому Вы обратились. 

Задача психолога – вместе с Вами исследовать роль симптома в вашей жизни и постараться ответить на некоторые специфические вопросы, например, следующие: 

1. Зачем нужен этот симптом. От чего он удерживает, от каких действий, переживаний спасает? 
2. Как устроена Ваша жизнь, как симптом связан с Вашим миром, что происходит с ним в отношениях (семьи, дома, работы…)
3. Что за изменения вносит симптом в Ваше пространство социальных связей? Каковы вторичные выгоды?

Чтобы Вам не было скучно во время поиска подходящего специалиста или в перерывах между встречами, можете попробовать на себе следующие упражнения: 

1. Если есть любое болезненное или просто непонятное ощущение в теле, позвольте ему разлиться, захватить все тело, отдайтесь этому ощущению целиком и полностью, займите ту позу, которая соответствует этому ощущению, а не противоречит ему. 2. Когда Вы отдались этому ощущению, попробуйте осознать, что это за чувство. Если осознать чувство сложно – определите вектор потребности, для этого воспользуйтесь своим воображением. Представьте себе, что могло сделать это чувство или ощущение более приятным. 3. Когда Вы поняли, в чем ваше ощущение, поищите воображаемый способ это осуществить. 4. Действие. 5. Присвоение результатов. (Иногда осознание потребности уже лечит. Иногда требуется период обучения.) (В. Гусев «Средство от болезней»)

2. Техника «Письмо к телу»: напишите несколько фраз, адресованных своему телу, в совершенно произвольном стиле. Затем выберите наиболее значимую фразу, попробуйте понять, на отношения с кем из реальной жизни это похоже. Упражнение отражает идею, что наше отношение к телу является перенесенным на себя отношением с кем-то из значимых людей. (В. Тарасов)

Помимо этого, попробуйте также честно ответить на простой вопрос: «Как изменится Ваша жизнь, если симптом покинет Вас: что Вы приобретёте, а что потеряете?» 

Подводя итоги, можно сказать, что многие наши симптомы, недомогания и болезни, являются как бы разными взаимосвязанными этапами или сторонами одного непрекращающегося, по большей части неосознаваемого, процесса творческого приспособления организма к переменчивым условиям и требованиям окружающей среды. Процесс этот может принимать иногда «чудовищные» формы, что, конечно же, не способствует повышению качества жизни. Гештальт-терапевт в своей работе может помочь Вам достичь гибкости и большей осознанности в этом непрерывном приспособлении. И сделать это, в моём понимании, легче в той точке, где процесс ещё не успел стать патологическим.

Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также –  коллеги и единомышленники. 

За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.

Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.

© 2024 Gaverdovskaya Studio. Все права защищены © 2024 Gaverdovskaya Studio.