Сейчас тренд на самосовершенствование особенно заметен.
Моя лента социальных сетей пестрит предложениями записаться в онлайн-школу, выучить английский, китайский, эльфийский, заняться своей физической подготовкой, освоить новую профессию за две недели (ха), изменить мышление и заработать миллион.
В самом по себе развитии и обучении нет ничего плохого. Это то, что помогает нам становиться лучше, эффективнее, гармоничнее и еще с десяток эпитетов, которые вам больше понравятся.
Развитие является большой ценностью и для меня тоже.
Но я уверена, что про пользу саморазвития вы и сами знаете не хуже меня, а потому не буду останавливаться на этом подробно.
Я же хочу поговорить о невротической мотивации к развитию, когда очередные пройденные курсы, онлайн-школа или марафон вместо радости оставляют после себя лишь привкус неудовлетворенности и ощущение внутренней пустоты.
Чтобы понять, почему так происходит, важно различать мотивы, которыми движим человек, когда решает пойти на очередное обучение или просто что-то улучшить в себе.
Если вы:
то вас можно только поздравить. Скорее всего, в учебе вами действительно движет искренний интерес и любопытство, и полученные знания и навыки не пропадут даром.
Но бывает и по-другому.
Если, покорив очередную задачу, вы не испытываете радости и удовлетворения, а лишь чувство облегчения, смешанное с неудовлетворенностью или смутную тревогу и напряжение от того, что нужно немедленно двигаться к следующей цели, то это повод задуматься о том, что же вами движет.
Для чего вам развиваться? Как и зачем вы это делаете?
Если на вопрос «зачем» хочется ответить "чтобы не стоять на месте" – то это плохой ответ. Здесь сходу рождается много вопросов. А вы место своё точно определили? Что в нем плохого? Что конкретно вы хотите менять и зачем вам это?
Попробуйте заглянуть чуть глубже и прислушаться к переживаниям, возникающим, когда вы задаете себе этот вопрос.
За этим первым ответом можно обнаружить, например, чувство тревоги или страха, не дающее остановиться, и заставляющее постоянно бежать вперед. Или чувство стыда и постоянное фоновое ощущение себя глупым, некомпетентным, недостаточно хорошим, недостойным и т.п.
После того, как вы обнаруживаете в себе какое-то из описанных выше переживаний, или любое другое, то затем важно понять: какие послания или установки за ними лежат? Попробуйте выписать их и затем подвергнуть анализу и критике.
Для этого постарайтесь задавать как можно больше вопросов к каждой установке. Это поможет понять, с чем из этого списка вы согласны, с чем - согласны частично, а что вам вообще не подходит, но по привычке вы продолжаете этим руководствоваться.
Вот примеры таких установок и возможные вопросы к ним:
Десятый по счету диплом, также как до этого восьмой и девятый, не даст вам ощущения, что вы достаточно компетентны. Откуда берется ощущение, что с вами что-то не так? Действительно ли это навыки, которые объективно нуждаются в улучшении, или постоянное фоновое чувство стыда, никак не меняющееся с ростом вашей квалификации? Что-то вы уже знаете и умеете. Что именно?
Кто решает, что стыдно, а что нет? Где на свете есть та универсальная линейка, по которой это измеряется? Что значит быть образованным человеком? То, что вы чего-то не знаете, не делает вас неправильным или ущербным. Знать все невозможно и более того – не нужно.
А что значит быть или не быть личностью? Есть ли у другого человека власть выносить вам такой вердикт? А всегда ли можно заниматься саморазвитием? Это ведь в принципе невозможно 24/7. У нас есть периоды отдыха, ассимиляции и переработки полученных знаний. И в конце концов, что такое саморазвитие? Общение с друзьями – саморазвитие? Если нет – то почему? Учиться готовить спагетти - саморазвитие? А адаптироваться в условиях кризиса и принимать сложные решения? Вообще говоря, немалая часть наших повседневных дел предполагает получение новых знаний, а значит так или иначе является развитием.
Почему это так важно? Кто определяет, достойны вы или нет? Рискну предположить, что большинству людей, общающихся с вами, по большому счету все равно, сколько у вас образований, а интереснее, какой вы человек. Так же как и вашим коллегам вероятно важнее то, насколько хорошо справляетесь со своими задачами.
У меня уже был такой опыт? Откуда я это знаю? Из этой установки скорее всего логически вытекает другая – «я должна заслужить любовь или доказать свое право быть любимой». Но право на то, чтобы быть любимыми и принимаемыми, есть у всех нас. И любят как правило не за совершенную внешность или знание пяти иностранных языков. Это вопрос отклика, который рождается или не рождается к вам у другого человека, и это не то, что можно проконтролировать.
И в заключение подумайте вот о чем: вы УЖЕ достаточно хороши. С тем уровнем навыков, знаний и опыта, которые есть у вас прямо сейчас. Вы делаете столько, сколько можете, в том темпе, который можете. Прикладывая к этому столько сил, сколько можете. Вы не супергерой, и не стоит от себя этого требовать. Выдыхайте.
Такая идея позволяет сделать одну важную вещь: перейти от «надо» к «хочу», опираясь на свой внутренний интерес и любопытство.
Пока вы мучаете себя ощущением собственного несовершенства и требуете от себя изматывающего движения к недостижимому идеалу, неоткуда взяться вашему собственному интересу и энергии.
Попробуйте провести маленький эксперимент: заменить внутри себя фразу «я должна развиваться» на «я хочу развиваться», и послушайте, как она будет звучать у вас внутри.
Что вам на самом деле интересно? Какие рождаются образы и желания?
Как личная терапия влияет на качество работы психолога? Зачем терапевту терапевт? Зачем сертифицирующие организации требуют от психотерапевтов всех направлений часы личной работы...
Самоценность – неоднозначное понятие. С одной стороны, как очевидно из морфологии: «само» и «ценность» - это переживание себя как некой ценности. С...
В одной далёкой, далёкой стране жили самые обыкновенные мальчики и девочки. Эту страну населяло много людей, все они были приветливы и улыбчивы. Часто здесь дули ледяные ветра,...
В лесной тиши на ветвях большой раскидистой ели расположилось искусно сплетенное гнездышко. В нём сидела сказочно красивая птица, а из-за её пёстрого крыла выглядывал широко...
Давным-давно в древнем городе Окулюсе искусные мастера сотворили волшебные очки. Подобрав к благородным стёклам невидимую оправу, великолепные творцы передали эти очки людям в...
Это состояние знакомо мне на собственном опыте. Будто бы смотришь на мир через толстое стекло. И только иногда замечаешь: «Вот здесь, наверное я бы должна...
Решиться впервые обратиться за помощью к психологу всегда непросто. И уже сам факт, того, что вы договорились о встрече и пришли на нее – это по-настоящему заслуживающий...
В своей работе я часто сталкиваюсь с историями, в которых люди стремятся заслужить любовь другого человека (в слово «любовь» можно вкладывать все что угодно, поэтому...
Злость – одно из самых табуированных чувств, в нашей, и не только в нашей культуре. Причины такого изгнания понятны – без него невозможно было бы нормальное...
Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также – коллеги и единомышленники.
За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.
Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.