Психологическая помощь онлайн
Написать нам
Заказать звонок

В защиту злости

Теги агрессия

2 февраля 2020

3994
Автор статьи

Злость – одно из самых табуированных чувств, в нашей, и не только в нашей культуре. Причины такого изгнания понятны – без него невозможно было бы нормальное функционирование социума.

Часто я слышу от клиентов, что они хотели бы вообще никогда не испытывать это чувство. Но можно ли вообще без него обойтись?

Любая эмоция выполняет какую-то задачу в нашей психике, и злость - не исключение. Она нужна, чтобы помочь нам защитить себя и свои границы. Или, говоря проще, влиять на ситуации или отношения, которые нам не подходят или не устраивают. У людей, не разрешающих себе переживать злость, зачастую есть с этим сложности.

В некотором смысле, это делает их очень «удобными» для окружающих. К ним всегда можно обратиться за помощью, потому что они никогда не откажут, или нагрузить их дополнительной работой. С ними в отношениях можно позволить себе то, что нельзя с другими (опаздывать, не соблюдать договоренности, не сдерживать обещания, просить взаймы на неопределенный срок, список можно продолжать почти до бесконечности), потому что они все равно не будут возражать. В крайних формах это может доходить до эмоционального или физического насилия, поскольку другие люди ощущают, что их действия не встречают никакого отпора.

Что происходит, когда мы не осознаем, что злимся?

Злость – социально неодобряемая эмоция, и чаще всего нас с детства учат, что это плохо, и злиться нельзя. Если вы сейчас задумаетесь, то с большой вероятностью сможете вспомнить пару-тройку установок на этот счет, услышанных от кого-то из близких.

Но, как и любое другое чувство, оно обеспечивается физиологическими механизмами, и никуда не испаряется, даже если мы ее не ощущаем. Приведу несколько вариантов, во что могут трансформироваться неосознанные чувства. Например, если вы злитесь на кого-то, но не можете этого признать, то вместо этого можно злиться на самого себя (а порой даже ненавидеть) или испытывать сильное чувство вины. Таким образом запрет на злость на другого человека не нарушается, хоть и в ущерб себе.

Или можно приписать эту эмоцию кому-то другому. И тогда все вокруг будут казаться злыми: боссу, любимая подруга и даже просто случайные прохожие. А еще можно, к примеру, ненавидеть всех женщин\мужчин\иностранцев\какие- либо меньшинства, потому что это может оказаться проще, чем адресно выразить чувства тому конкретному человеку, который их вызвал.

Есть и третий вариант, когда сдерживаемая злость приводит к хроническому напряжению в теле, и, затем, к психосоматике. Кроме того, это очень заряженное чувство. И если вы никак с ним не контактируете, то лишаете себя большого количества своей же энергии, которая оказывается запертой. Люди с хронически сдерживаемой злостью нередко жалуются на низкий уровень энергии, апатию, отсутствие сил и вялость.

Итак, почему же важно уметь распознавать злость?

Во-первых, чтобы понять, что то, как обращаются с вами в текущей ситуации или отношениях сейчас вам не подходит. Ведь для того, чтобы как-то на это отреагировать и изменить ситуацию, для начала нужно это заметить. Во-вторых, чтобы о себе позаботиться. Если я могу быть чувствительна к себе, то опираясь на свои ощущения, я могу изменять ситуацию или отношения так, чтобы мне в них было комфортно, вместо того чтобы молчать, терпеть и мучиться. И если изменить ситуацию, то скорее всего вы обнаружите, что злость исчезла, поскольку в ней больше нет необходимости – она выполнила свою задачу. И как же тогда с ней обходиться?

Я часто слышу от своих клиентов о том, что они боятся проявлять это чувство. Если спрашиваю, что они имеют под этим ввиду – то чаще всего возникает картинка с физической агрессией, громкими криками, летающей посудой и мебелью и т.п.

Но на самом деле, такие проявления – это крайняя форма выражения злости. И скорее всего, вы, или другой человек пропустили тот момент, в который она появилась.

Нередко бывает так: вы очень долго сдерживаетесь, или вообще ничего не ощущаете, а потом моментально и как будто внезапно (порой даже для самого себя) срываетесь на крик.

Но если вы начинаете кричать – значит уже поздно. Вы пропустили момент, когда злость только появилась и можно было выразить ее иначе. Сказать «убери, пожалуйста, раскиданные по комнате вещи, мне неприятно», вместо того чтобы 5 раз молча убрать их самому, а на 6-й – взорваться.

Чем лучше мы осознаем наши эмоции, тем лучше мы их контролируем. Если вовремя распознавать свои чувства и выражать их экологично, то появляется возможность для конструктивного диалога взамен плохо контролируемого взрыва и сброса напряжения, который, по существу, ничего не поменяет. Сказать «меня не устраивает текущая ситуация, давай обсудим, как мы можем ее изменить» или «мне не подходят условия, которые вы предлагаете» — это тоже форма проявления злости.

И напоследок, вот несколько простых, но важных шагов, чтобы научиться экологично обращаться с этим непростым чувством.

Во-первых, нужно честно признаться самому себе, что вы злитесь и не стремиться сразу прогнать это чувство. Во-вторых, важно задать себе несколько вопросов:

- На кого или на что я злюсь?

- Как в этом месте нарушаются мои границы или не удовлетворяется моя потребность?/

- Как я могу изменить эту ситуацию, чтобы получить то, что для меня важно?

Сам процесс ответа на эти вопросы поможет конструктивно использовать энергию злости, не подавляя ее. А также - изменить ситуацию, в которой злость возникла.

Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также –  коллеги и единомышленники. 

За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.

Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.

© 2024 Gaverdovskaya Studio. Все права защищены © 2024 Gaverdovskaya Studio.