Психологическая помощь онлайн
Написать нам
Заказать звонок

4 октября 2023

Автор статьи
Светлана
Столярова Светлана

Гештальт-терапевт

В продолжение темы знакомства со старыми советскими фильмами хочу поделиться с вами своими впечатлениями о фильме «Монолог» Ильи Авербаха. Посмотрела и поняла, что во мне он отзывается темой границ.

Для меня этот фильм – портрет «русского интеллигента» (в кавычках – поскольку я цитирую слова главного героя) – про счастье, любовь, уважение, фундамент, на котором строится личность, про встречу в жизни со всем, что она приносит, и проживание этих встреч. Полагаю, что фамилия главного героя, академика Сретенского, выбрана неслучайно – «сретение» в старославянском языке означает «встреча». История главного героя – история встреч и расставаний, отпускания и обретения. Оказывается, можно расстаться с наукой в молодости, и спустя 20-30 лет снова вернуться к исследованиям. Можно не познать счастья семейной жизни с женой и дочерью, но все же быть любимым уже на новом витке судьбы – внучкой.

Главный герой может показаться мягким, даже неуверенным человеком, но в его скромности, честности и простоте общения с другими для меня проявляется сила его характера. Если говорить психологическим языком – у него хорошие границы. Он никого не поучает. Не упрекает дочь, когда она сгружает на него годовалого ребенка, или позже обвиняет его в том, что он плохо воспитал внучку. Ласково, но твердо останавливает внучку, когда та резко говорит про мать. Когда же внучка спрашивает его совета, он тихо отвечает «это только кажется, что старики знают, как жить…» или когда она надеется: «ну ты же мне все-все объяснишь, дед, правда?», он соглашается: «конечно, конечно, все, что только смогу объяснить, объясню».

Старинные обои, часы с боем, абажур над столом – обстановка хранит память о его детстве, о родителях, о том, что он из рода «старых русских интеллигентов». Его называют стариком, но в душе он молод и открыт новому, и, сохраняя прежнюю обстановку в комнате, он готов кардинально изменить жизнь и отказаться от руководства научным институтом ради того, чтобы вернуться в науку, последовав за своим интересом. Все потерять, чтобы обрести. Не ради славы, а от осознания, что это его ценность – делать то, что он чувствует своим делом. Кто бы что ни говорил за спиной.

По его словам в людях ему не нравятся «черствость и самовлюбленность». И при этом он никого не осуждает, напротив – пытается услышать и понять, видит в человеке человека – ищущего, страдающего, проживающего свою жизнь так, как ему сейчас доступно. В его прошлом было про что горевать, и он выучил свой урок – «даже самая сильная боль со временем проходит». (Вспомним здесь цикл проживания утраты – состоявшееся горевание делает человека способным к новому контакту – с людьми, событиями и пр.)

Есть в фильме эпизод, где он выражает злость, интеллигентно, но доходчиво: «Я очень тебя люблю», говорит он дочери, «но, если ты или твой муж, когда-либо разрешите себе вмешиваться в мою жизнь и работу, то вылетите отсюда, как пух». При том, что он готов многое впустить в свою жизнь, он осознает себя субъектом, автором своей жизни, и право решать оставляет за собой.

Был ли он счастлив? Сам он затрудняется ответить на этот вопрос. Похоже, внучка его очень любит, по крайней мере, доверяет и ценит их отношения. И там, где, как кажется, происходит разрыв (внучка, мучаясь от боли, бросает деду гневное «уходи, видеть тебя не хочу», и он уходит – уважая ее желание, принимая свое бессилие что-либо изменить), позже становится понятно, что отношения достаточно прочны, чтобы выдержать даже сильную вспышку отчаяния и гнева. Хотя, конечно, что творилось в душе главного героя в те часы, что он был один, знает только он сам.

Почему же фильм называется «Монолог», ведь в нем сплошные диалоги? Для меня ответ находится в словах главного героя – «я любил, немногих, но меня не любил никто». Возможно, он так ощущает именно потому, что не было за всю его жизнь человека, который бы его по-настоящему увидел, услышал и интересовался им. Как это делал он – для других.

 

Подписывайтесь на наши каналы:

ВКонтакте

Telegram

Яндекс.Дзен

Youtube

Rutube

 

 

Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также –  коллеги и единомышленники. 

За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.

Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.

© 2024 Gaverdovskaya Studio. Все права защищены © 2024 Gaverdovskaya Studio.