Решиться впервые обратиться за помощью к психологу всегда непросто. И уже сам факт, того, что вы договорились о встрече и пришли на нее – это по-настоящему заслуживающий уважения шаг.
Ниже я расскажу о том, как проходит первая консультация. Эта статья призвана помочь вам справиться с тревогой перед предстоящей встречей и дать более реалистичное представление о том, как это происходит.
Итак, вы поворачиваете дверную ручку и пересекаете порог кабинета. Что же происходит дальше?
Первая встреча нужна для того, чтобы вы смогли чуть-чуть поближе познакомиться со специалистом, а он – с вами. И, как и на любой другой первой встрече, это нормально – ощущать волнение, смущаться или тревожиться.
Вы можете попросить специалиста рассказать немного о себе и о том, как он работает, а также узнать о чем-то, что вас волнует.
Здесь также важно обсудить правила, по которым будет строиться работа. Это частота встреч и их длительность, стоимость терапевтической сессии, опоздания, отмены и переносы, принцип конфиденциальности, этический кодекс, которым руководствуется терапевт и т.п.
Важно понимать, что обычно сложно точно предсказать, сколько времени понадобится для работы над той или иной проблемой. Это связано с тем, что темп каждого человека индивидуален, и всем требуется разное количество времени.
Кроме того, нередко бывает, что в процессе психотерапии запрос может меняться, когда вы приходите к пониманию того, с чем связаны ваши трудности, либо обнаруживаете другие актуальные для себя темы.
На первой встрече психотерапевт попросит рассказать о себе какие-то общие биографические вещи: ваш возраст, кем вы работаете или где учитесь, есть ли у вас отношения, как была устроена ваша родительская семья и т.п.
Это необходимо, чтобы специалист мог составить общее представление о вашей жизни и лучше понимать, как она устроена в данный момент. Затем он предложит рассказать о том, что вас беспокоит и о том, с чем бы вы хотели поработать. Говорите так, как вам удобно – никаких специальных правил на этот счет не существует. Иногда бывает так, что сложно сформулировать, что именно вас тревожит, но есть общее ощущение, что «что-то не так». Так тоже бывает, для обращения к психотерапевту совершенно не обязательно иметь полностью сформулированный запрос.
Кроме того, это естественно и абсолютно нормально, если вы не будете готовы полностью раскрываться на первой же встрече. Нужно время, чтобы присмотреться, послушать себя – комфортно ли вам с этим специалистом? Хочется ли рассказывать о себе?
Также, как и в отношениях с другими людьми, нужно время на то, чтобы познакомиться ближе, прежде чем вы будете готовы раскрываться. По той же причине не стоит ждать глубокой и интенсивной работы на первой же встрече – на погружение требуется время.
Если вы почувствуете сильную тревогу или страх – важно сказать об этом вашему психотерапевту, чтобы он смог как-то откликнуться и позаботиться о том, чтобы создать для вас безопасную обстановку.
После того, как вы расскажете о том, что вас беспокоит, важно сформулировать запрос – то есть определить цели терапии и то, чего бы вы хотели достичь в процессе этой работы. Иногда ожидания от возможностей психотерапии бывают нереалистичными, и тогда их нужно переформулировать.
Например, «хочу, чтобы муж перестал мне изменять» - нереалистичный запрос, поскольку в психотерапии мы, во-первых, работаем непосредственно с тем человеком, который обращается за помощью и его состоянием и внутренними процессами, и, во-вторых – не обучаем манипулированию или влиянию на других людей.
Реалистичный запрос может звучать, например, так. «Мне бы хотелось поисследовать свои чувства в связи с тем, что происходит в моих отношениях (муж мне изменяет), и принять решение о том, что делать в этой ситуации дальше».
Формулирование запроса – важный этап, который иногда сам по себе способен запускать психотерапевтические процессы. Как правило, на этом первая встреча подходит к концу, и если клиент принимает решение продолжать работу, то вместе с психотерапевтом они договариваются о времени и дате следующей встречи.
Меня иногда спрашивают, кому подходит такой метод психотерапевтической работы как ДПДГ/EMDR? Подробнее о методе можно прочесть здесь и здесь. Безусловно, спектр применения...
Вы заметили, в последнее время люди все чаще впадают в крайности: либо игнорируют происходящее, как будто ничего не изменилось, либо паникуют и “останавливают” свою...
Есть такой фокус: бумажку опускают в пустую склянку, и вдруг бумага загорается. Как же так? Секрет в том, что в склянке горел невидимый огонь, который легко получить, если...
В том, чтобы пойти к психологу, есть какая-то неловкость. Даже стыд. Ну как так, зачем идти-то? Другие вон не ходят, справляются. Я тоже смогу. Много лет я читала в соцсетях...
Сейчас тренд на самосовершенствование особенно заметен. Моя лента социальных сетей пестрит предложениями записаться в онлайн-школу, выучить английский, китайский, эльфийский,...
Это состояние знакомо мне на собственном опыте. Будто бы смотришь на мир через толстое стекло. И только иногда замечаешь: «Вот здесь, наверное я бы должна...
В своей работе я часто сталкиваюсь с историями, в которых люди стремятся заслужить любовь другого человека (в слово «любовь» можно вкладывать все что угодно, поэтому...
Злость – одно из самых табуированных чувств, в нашей, и не только в нашей культуре. Причины такого изгнания понятны – без него невозможно было бы нормальное...
Наша команда – это создатель проекта, психолог, супервизор, тренер МГИ Полина Гавердовская, а также – коллеги и единомышленники.
За годы работы в психотерапии и преподавания студентам гештальт-терапии и психодрамы мы обучили и выпустили десятки специалистов по работе в этих методах. Мы подготовили десятки интенсивных обучающих программ. Мы дали сотни часов супервизии нашим студентам. Мы сами провели тысячи часов, обучаясь этим методам у наших соотечественников и зарубежных коллег. Мы непрерывно повышаем свою квалификацию. Мы провели тысячи часов с нашими клиентами, обсуждая самые разные вопросы: от секса до смерти и от бытовых семейных ссор до всеобщего мирового кризиса.
Одна из основных наших ценностей – высокий профессионализм. Мы непрерывно учимся и строго придерживаемся профессиональных и этических рамок в нашей работе. Мы все работаем под супервизией.